Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 5

В младшем школьном возрасте одним из эффективных средств формирования нравственных качеств личности является искусство (Э.Н. Гусинский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Б.Т. Лихачёв,

В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Р.М. Чумичева и др.). Средствами искусства осуществляется процесс развития: воображения, памяти, мышления, воли и других психических процессов, но, главное, воспитываются нравственно-волевые качества, такие как терпимость, усидчивость, настойчивость, упорство, целеустремленность, стремление анализировать, сравнивать. Искусство в образовательном процессе школы выступает не только как фактор воспитания, но и как фактор гуманизации образования. Приобщение детей к искусству, по мнению Б.М. Неменского, ведёт к формированию у них умения творить прекрасное в своей повседневной жизни путем включения в обучение видов искусств литературы, музыки, изобразительного искусства, достигая успеха благодаря проявленным нравственно-волевым качествам.

Нравственные ценности в личности младшего школьника осознаются, присваиваются и переводятся в личностные смыслы или в разнообразные виды собственной творческой деятельности. И на этом этапе деятельность педагогов направлена на изучение особенностей каждого ребенка, развитие их индивидуальных особенностей и педагогической поддержки. «Нравственное воспитание – это усвоение воспитанниками норм и правил поведения, выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков».

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований, с четырьмя положениями:

• общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

• каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия как позитивного, так и негативного характера;

• само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

• знание нравственных норм важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.

Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества.

Нравственное воспитание – это формирование индивидуальных личностных качеств в человеке. Нравственные качества не даются ребенку от рождения, их он приобретает в процессе социализации, воспитания и обучения, а цели обучения исходят из целей жизни и развития общества. Задача всякого обучения – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности. Развитие нравственной сферы ребёнка во многом зависит от коллективной организации деятельности детей, от способности соединять в единую точку «хочу» и «могу», от соподчинённости мотивов и умения осуществлять самоконтроль своих действий в процессе деятельности. С точки зрения педагогической науки, стоящей на позиции гуманистической педагогики, ребёнку необходимо обеспечить педагогическую поддержку и создать такие условия, которые помогли бы ему проявить свои лучшие нравственные качества и обеспечить успех в решении трудных учебных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Педагогические основы развития технологической культуры учащихся
Для того чтобы сформулировать активизацию учебно-преобразовательной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также ме ...

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Монологическая и диалогическая речь
Как известно, устноречевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы. Рассмотрим особенности обучения данным разновидностям устной речи подробнее. Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. 1. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru