• наличием разнообразнейших влияний на ребенка (школы, семьи, улицы, неформальных групп);
• наличием у детей определенных уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов; трудностью изучения внутреннего состояния учащихся;
• вариативностью результатов одного и того же педагогического действия.
Существенным признаком процесса воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Анализ исследований позволил выявить, что ориентация на максимальное благополучие личности ребенка в школе, в семье, неформальных группах определяет следующие условия гуманистического воспитания:
•единство воспитания и жизни детей, организация воспитания не как совокупности мероприятий как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье, социуме;
• открытость воспитательной системы окружающему социуму, участие многих людей в охране и социальной защите детей, заботе о материальном и духовном обогащении их деятельности;
• нерегламентированное содержание воспитания, насыщение его реальными проблемами детской жизни, использование жизненных и воспитательных ситуаций для проживания детьми нравственно-ценных эмоциональных состояний; приобретение опыта принятия решений, выбор поступка, рефлексия по поводу совершенного, включение в процессы самовоспитания и т.п.;
• педагогическое сотрудничество с детскими неформальными объединениями и новыми общественными организациями;
• объединение воспитательных усилий школы и семьи, признание за семьей основного института социализации личности.
Процесс воспитания – процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обслуживающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса, которая состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
Процесс воспитания становится управляемым, если найдена «педагогическая инструментовка» (А.С. Макаренко), адекватная его целям и задачам, а также психологическим, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Нравственный процесс эффективно осуществляется как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. «Нравственные и эстетические истины постигаются ребенком в ходе учения, но не прямо через усвоение знаний, умений и навыков, а в результате эмоционально-духовного определения своего места в системе отношений с объектами, которые вовлечены в учение. Поэтому учение – это средство, используемое в воспитании, точнее, одно из средств (наряду с игрой, трудом и общением), формирование отношения ученика к предметам и явлениям его окружения» .
Современная педагогика переживает период внедрения новой образовательной парадигмы, фундаментом которой является личностно ориентированный подход, который, в свою очередь, обусловливает серьезную потребность в глубоком познании динамики становления личностных качеств ребенка. По мнению академика РАО Е.В. Бондаревской, «эпицентром в школе является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей». Учащиеся взрослеют, развиваются, и вместе с этим обостряется позиция субъекта воспитания, и процесс воспитания становится процессом самовоспитания, саморазвития. Дети, усваивая нравственные нормы, овладевая различными способами деятельности, становятся представителями культурной среды, культурное общество, воспитывая и обучая, обеспечивает свою стабильность. В этом контексте вопросы нравственного воспитания имеют непреходящий характер. «Обучение должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка».
Познавательно о обучении:
Болонский процесс в образовании
Болонским процессом с 1999 года – года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств – стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить ...
Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе
Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определе ...
Анализ причин неудач и трудностей в обучении обследованных детей
Анализируя причины неудач и трудностей в обучении всех обследованных ребят, можно отметить: · снижение «чувства языка»; · языковая интерференция в условиях билингвального обучения. · несформированный внутренний механизм освоения языка ребёнка; · низкий уровень лингвистической одарённости ребёнка; · ...