Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия значимы при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, - это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно различающихся позиций в определении экологии. Для рассматриваемого вопроса значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки (биоэкологии), изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Учитывая специфику возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии, видимо, в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность всего того, с чем предполагается знакомить детей. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных на возраст сведений о природе.
Самой подходящей является аутэкология - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый прослеживает с дошкольниками условия жизни растений и животных, их взаимодействие с этими условиями. Итак, первое экологическое понятие, которое может быть использовано при построении методики, это понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания. Оно проистекает оттого, что любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы. Потребности живого организма (живого существа, особи) удовлетворяются факторами внешней среды. Это прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяет живому организму реализовать себя во всех сферах жизни.
Следующее важное понятие из раздела аутэкологии - морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания - по существу является расшифровкой предыдущего: оно раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит эта взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным. Внешние проявления функционирования (у животных это - поведение) также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поведение животных целиком соответствует особенностям его строения, оно демонстрирует, что можно делать такими органами в таких условиях. Динамичность поведения очень привлекает маленького ребенка: быстрая смена образов легко сосредоточивает на себе его неустойчивое внимание и восприятие, дает "пищу" для размышлений.
Конкретизацией первого понятия является понятие среды обитания. Взрослый вполне может обсуждать с детьми, что необходимо для жизни растения или животного (субстрат, вода, воздух, пища, определенные температурные условия и др.), какими предметами, материалами и с какими свойствами они окружены.
Познавательно о обучении:
Связь экономической науки и образования
Характер связи между экономической науки и экономического образования во многом определяются институциональным разрывом исследовательских и преподавательских областей, который сформировался в советский период. На протяжении многих лет лишь отдельные сотрудники исследовательских институтов постоянно ...
Особенности развития речи младших дошкольников
Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстни ...
Система методологических знаний и умений в СШ
Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях. С точки зрения основны ...