Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Новая педагогика » Аспекты воспитания в психолого-педагогических исследованиях

Страница 2

Демократические преобразования в обществе привели к возникновению гуманистической модели образования, которая складывается благодаря теоретическим воззрениям ученых, определивших развитие педагогической науки. Гуманистический подход к обучению и воспитанию (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, С.В. Кульневич, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн и др.), личностно-ориентированный подход (О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.), личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, А.А. Люблинская и др.), обусловливающий построение процесса обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей развития ребенка в младшем школьном возрасте. Они утверждали, что организованным воспитанием и обучением в первую очередь необходимо начинать заниматься с детьми начальных периодов школьного развития, так как в этом возрасте происходит быстрая усвояемость преподаваемого материала. Воспитание – главный инструмент, через который возможны передача и воплощение основных ценностей и целей развития общества.

«Воспитание – это длительный процесс продвижения к цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом» [14, с. 156]. Воспитание как средство овладения элементами культуры направлено на то, чтобы воспитуемый под разносторонним воздействием воспитателя принимал определенные ценности культуры. В результате воспитание становится личностной характеристикой, определяющей уровень сознания, поведения, нравственно-волевой сферы.

По мнению Е.В. Бондаревской, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс воспитания личности как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни. Педагогу следует ориентировать ребенка на выбор, соответствующий основам достойной жизни. В итоге формулировка цели воспитания принимает следующий вид: личность, способная строить жизнь, достойную человека. Воспитание – это особая сущностная человеческая деятельность, когда воспитатель реализует себя и представляемую им культуру через личность ребенка, поскольку эта потребность изначальна и сущностная для человека как стремление утвердить и выразить свое через другого. Воспитание – это обучение принципам жизни. Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления.

Гуманистическая модель образования культуросообразного типа утверждает ценности образования – идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Воспитательный процесс – это процесс, благодаря которому «осуществляются внутренние изменения в человеке, происходит формирование его личности». Воспитательный процесс многогранен – его участниками являются и дети, и взрослые, и воспитательная среда, благодаря которой формируется личность. Ребенок в воспитательном процессе является как объектом, так и субъектом воздействия. Воспитательный процесс – непрерывный процесс решения педагогических задач. По мнению Н.Е. Щурковой, «Воспитанные дети – это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть на уровне философского восприятия предметной многообразной, беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры, в контексте которой они родились». Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности осложняется широким кругом обстоятельств:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Новое экономическое образование 21 века
Реформы в России нуждаются в выработке и развитии нового экономического мышления, в качественном прорыве в уровне экономического образования. Все еще сказываются традиции советского периода, когда экономические исследования и дисциплины были оторваны от мировой науки, а сама экономическая теория ос ...

Использование экранных средств на занятиях
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано ...

Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления
Согласно И.А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отноше ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru