Усвоение знаний учащимися начинается с воспитания, на основе которого формируются представления. Будут ли представления адекватными воспринимаемым явлениям, предметам, зависит от качества восприятия, его широты, полноты, глубины. Учащиеся приобретают знания, наблюдая предметы и явления, слушая объяснения учителя и ответы товарищей, выполняя различные упражнения, читая книги, просматривая фильмы и телепередачи. Но такие сложные и трудные действия, как восприятие и осмысление знаний, могут быть успешными только при соответствующей подготовке, то есть при создании необходимых внутренних и внешних условий.
Принципы и методы обучения в школе, логика построения учебных предметов предусматривают последовательное раскрытие мыслительных умений и навыков, постепенную подготовку учащегося к усвоению новых знаний более высокого уровня. Без этой общей интеллектуальной подготовки учебный процесс невозможен. Вместе с ним дидактические принципы научности и доступности предполагают наличие не только общей, но и специальной подготовки, а так же создание оптимальных условий для усвоения новых понятий на каждом уроке.
Вопрос о подготовке учащихся к восприятию и усвоению знаний издавна привлекло внимание педагогов. Ему посвящали свои труды Я.А. Коменский, М.Н.Скаткин и другие.
Проводя наблюдения, ученые заметили, что сущность подготовки учащихся к восприятию знаний учителя понимают по-разному. Для многих из них – это всего лишь организация класса.
Очень часто подготовку учащихся ограничивают обычными, стандартными приемами; проверкой домашнего задания и частично проверкой знаний по всей изученной теме. Даже такой прием, как объявление темы, не вытекает из подготовленной части урока. Очень редко обосновывается цель урока (чему научить) и еще реже учебная задача или план урока.
Подготовительная часть урока должна создавать такие внешние и внутренние условия, которые формулируют у школьника готовность к учебному действию. Оптимальной подготовкой нужно считать такую, при которой за нормативное время на уроке и дома обеспечивается полное усвоение всеми учениками программного материала.
Подготовка учащихся к усвоению знаний необходима на протяжении всего обучения. Но особенно она важна в начальных и средних классах, учащиеся еще которых не обладают достаточной самостоятельностью в учебно-познавательном труде, не владеют в совершенстве многими учебными навыками и умственными операциями и нуждаются в руководстве учебной деятельностью.
Среди разных видов деятельности учащихся в школе главным является учение. В процессе учения формируются знания, умения и навыки, развиваются ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и тем самым создаются внутренние условия для дальнейшей учебной деятельности. Успешность последней зависит от поставленных целей и мотивов, а так же от потребностей, интересов, склонностей, чувств, от средств, с помощью которых она осуществляется.
Учебная деятельность, как и всякая другая сознательная деятельность, должна иметь цель, предмет, условие, задачу, содержание и результат достижения цели. Психика и сознание пробуждают, регулируют, ориентируют и контролируют эту деятельность. Усвоение знаний осуществляется путем познавательных учебных действий, нередко, в сочетании с практическим. Другими словами, этот процесс состоит из взаимосвязанных побудительного, антиципирующего, исполнительного и оценочного звеньев.
Весь процесс учебного действия, условно можно разграничить на два взаимосвязанных этапа: подготовительный (побудительное и антиципирующее звенья) и исполнительное и оценочное звенья.
Процесс обучения в целом, и особенно восприятие и осмысление знаний сложен для учащихся. Определяется он спецификой усваиваемых знаний и теми условиями, в которых усвоение протекает. "Показ и речь учителя, его указания и требования, только часть всех сигналов, которые поступают к ученику "стучатся в его мозг" одновременно из вне идет целый поток посторонних шумов, это и поведение учеников, и внешность учителя, и птица, которая села за ветку за окном, и шаги за стеной и множество других мелких событий, которые не прерывно происходят в окружающем микромире классной комнаты. На встречу им изнутри идут воспоминания, ожидания, тревоги и размышления.
Способность к усвоению новых знаний у детей не постоянна, во второй половине учебного дня она меньше чем в первой, в конце учебной недели меньше чем в ее начале. Такие же колебания есть и на уроке. Эту особенность, к сожалению, учитывают не все учителя, требуя от учащихся, в последние минуты урока такого же напряжения как и в течение всего урока.
Познавательно о обучении:
Применение имитационных игр и их влияние на социально-психологические
особенности личности студентов
В последнее время имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответс ...
Дидактическая игра, как средство активизации познавательной
деятельности младших школьников
Как уже говорилось больше, ведущим видом деятельности для младших школьников является преподавание, потому следует находить способности повышения их энергичности в этом процессе, что станет содействовать не лишь улучшению свойства общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию функциона ...
Обзор научно-методической литературы по использованию игр
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как о ...