Физиологический стресс появляется от простых физических действий (сильный звук, световые мигания, вибрации). Происходят они и в школьной практике: повышенный уровень шума, интенсивные зрительные нагрузки, отклонение от нормального температурного режима.
Психологический стресс возникает под действием стрессов психологической природы. В этом случае экстремальность ситуации объясняется отношением человека к ситуации, которая сложилась, и оценкой ее сложности. Быстрое изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени – типовые ситуации, которые усложняют деятельность. Все это должен учитывать педагог в практической деятельности.
В педагогической деятельности имеет место и аффективное состояние. Это сильное и относительно коротковременное эмоциональное состояние, связанные с резкими изменениями важных для субъекта жизненных обстоятельств, которое сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.
Аффект развивается в критических условиях, если субъект не может найти адекватный выход с опасной ситуации, если она получилась неожиданно. Чтобы избежать появления у детей аффективного состояния, следует избегать ситуацию, которая его рождает, использовать способы, которые отвлекают от них.
Монотония развивается в следствии однообразном и неинтересной работы, регулярного повторения стереотипных действий. Формированию ее влияет отсутствие разнообразной в окружающей среде, плохое освещение помещения, однообразный шум. Однако основными причинами монотонным является содержательная бедность выполняемых заданий и низкий уровень их привлекательности. Такие явления сосредотачивают внимание на потребность организации разноплановой деятельности детей, которое сопровождалось бы положительными эмоциональными состояниями, которым принадлежат такие эмоции, как заинтересованность, интерес, загадка, удивление, вдохновение, радость, удовольствие. Особое внимание следует уделять так же состояния беспокойствия, тревоги. Состояние беспокойства возникает, когда на учеников действуют разные неблагоприятные запугивающие подразники. Например, учитель прерывает ответ словами: "Ты ничего не знаешь", "Все перепутал".
Негативные психологические состояния появляются не только в детском окружении, а и в педагогическом. Психологический дискомфорт, который характеризует микроклимат педагогического коллектива, часто приводит к возникновению неблагоприятных психологических состояний в процессе организации деятельности детей.
Знания педагога о неблагоприятных функциональных состояний дает возможность использовать разные способы с целью создания благоприятного эмоционального тона.
К эмоциональным стимулом принадлежит все то, что наибольшей мерой влияет внесению в разнообразную деятельность школьников творческих элементов: игры, романтики, соревнования, разрешение проблемных ситуаций.
Ш. Амоношвили пишет: "Учитель, будь солнцем, которое освещает человеческое тепло, будь грунтом, богатыми ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в понятии и понимании твоих учеников, а и в их душах и сердцах".
К уроку имеют претензии отдельные теоретики педагогике. Их обобщает В.Коротяев, который пишет: "Бог урока Я. Каменский, а все, которые до сих пор живут поколение учителей, дидактов, организаторов всех рангов – его идолопоклонники, фанатизм которых, непонятная фантазия по его доскональности и развитию вылепили и сделали из урока "страшную черную рукотворную птицу", об "о поступках" которого уже вспоминалось".
Если бы не развивались дидактические системы в школах обновленного или нового типа, которыми бы небыли их концепции концепции обучения и воспитания, они обязательно реализуются в определенных в определенных организационных формах.
Известный педагог О.Ильина считает, что когда говорится о классно-урочной системе обучения, об уроке и других обучающих занятиях (экскурсии, семинары), индивидуальные и коллективные обучения, употребляется понятие "формы организации обучения". Ее позиция лежит в понимании сущности этого понятия: "Под формой организации обучения следует понимать специально организованную деятельность учителя и учеников, которая протекает в условленном порядке и в условном режиме". Но сама же Т.Ильина употребляет и термин организационная форма (на известно чего: обучение или обучающей деятельности) в таком контексте: "Та или другая организационная форма характеризуется разными объединениями коллективного и индивидуального обучения, разным ступеням самостоятельности ученика, разными способами руководства учениками со стороны учителя".
Познавательно о обучении:
Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе
Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую ...
Собственная разработка программы по воспитанию
нравственно-эстетического отношения к природе
Проходя преддипломную педагогическую практику в Заречненской средней общеобразовательной школе Прохладненского района я попытался собрать, проанализировать и переработать тот немногий методический материал, который касался бы вопросов нравственно-эстетического воспитания учащихся. В процессе общени ...
Профильное обучение в старших классах как направление педагогической инновации
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происход ...