Для наилучшей организации внимания школьников на различных этапах урока учитель должен привлекать разные виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В школьной практике важную роль играют все три вида. Однако, в зависимости от возраста учащихся предпочтение отдается одному из них. В младших классах преобладает не произвольное внимание, причем неустойчивое, с малым объемом, с малой распределяемостью. Вот почему занятия с младшими школьниками должны быть интересными, занимательными, эмоционально насыщенными. Но это не значит, что в младших классах нельзя использовать произвольное внимание. Наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы и младшие школьники сознательно относились к учению и сообщать им такой материал, который можно усвоить только при наличии произвольного внимания. Следует также учить детей распределять и переключать внимание.
Активизация учебного процесса должна предусматривать преобразующую деятельность школьников на каждом этапе овладения знаниями. В школьной же практике, внимание, главным образом акцентируется на осознании учащимися знаний. Это важно. Но, чтобы знания были осознанными, они должны быть адекватными изучаемым процессам, явлениям, объектам. А это требует обеспечения глубокого и всестороннего восприятия изучаемых понятий, предметов и явлений.
В совокупности внутренних и внешних факторов влияющих на готовность учащихся к учебной деятельности, большое место занимают режимные условия. Создание нужных режимных условий – это создание микроклимата, и соответствующей организацией учебного процесса, необходимых для высокой продуктивности учебной деятельности школьников, в том числе и для усвоения знаний. Любая деятельность человека сопровождается как позитивными, так и негативными эмоциональными обстановками. Особенно важно их учитывать в педагогической деятельности, которая происходит в условиях общей работы педагогов и учеников. Если позитивные эмоциональные обстановки повышают активность и работоспособность педагогов и учеников, то негативные наоборот их понижают. Поэтому эмоциональная сфера в процессе организации деятельности коллектива школы, должна учитываться как такая, которая играет передовую роль. Влиятельный эмоциональный тон поддерживается разными стимулами. Знающие педагоги, удачно объединяя и используя их, моделируют обучающе-воспитательный процесс таким образом, чтобы избежать у учеников проявлений негативных психических состояний: тревожности, психологической напряженности, эмоциональных стрессов.
Конечно, в реальной жизни, даже хорошо понимая плохое влияние негативных эмоциональных происшествий, невозможно полностью избежать их. Но использование способов эмоционального стимулирования дает возможность смягчить и даже нейтрализовать их. Поэтому изучению проблемы эмоциональной сферы человека большое внимание психологи, медики, нейрофизиологи. Эмоциональная сфера никогда не оставалась без внимания у преподавателей педагогической мысли. Ее значение для обучающе-воспитательного процесса раскрыл выдающийся педагог Я.А.Каменский: "Мы должны стараться, чтобы все те знания, которые мы желаем, объявить ученикам, были представлены их чувствам, чтоб сами предметы находящиеся, бесспорно в наличии шевелили, приводили в движение, привлекали чувства, а остальные, в свою очередь, - мышление. Итак, чтобы не мы обращались к ученикам, а сама речь".
Сама гамма детских чувств изобретает эмоциональную сферу, духовный свет детей. Создания благоприятных условий, которые вызвали бы у детей жизнерадостные чувства, наталкивали б их на добрые поступки, - ведущая сфера деятельности педагога.
На это, особое внимание обращал А.Макаренко, который считал, что в воспитании самым важным является формирование характера, а в воспитании характера значительную роль играет воспитание человеческих чувств. Он так же считал: если не возможно как следует воспитывать человеческое чувство, то невозможно воспитать ничего.
Рассматривая эту проблему, как одну из главных, Макаренко говорил, что дети чувствуют тонко и остро и обман, и добросердечное отношение и чувство радости или страдания. В его произведениях мы находим советы педагогу об осуществлении соответствующей благоприятной атмосферы жизнедеятельности школьников. Например, педагог наблюдал от умеренной аффиксации выражение чувств, считая, что любое состояние аффекта не властны для нормального человека, что привычка к аффиксации приводит к полигранности внешнего проявления чувств. Умение владеть своими чувствами, является необходимым элементом жизни, писал Макаренко, что является одним из условий осуществления благоприятной эмоциональной атмосферы. К сожалению, современные школы еще не достигли высокого уровня межличностного проживания, наоборот, школа нередко является посредником неблагоприятных эмоциональных состояний, болезненных отношений между самими педагогами, а это в свою очередь, отпечатывается на психике школьников.
Познавательно о обучении:
Требования к знаниям и умениям
Это планируемый результат обучения, который предполагает наличие таких компонентов: 1. Основное содержание обучения (то, что необходимо знать) 2. Степень усвоение основного содержания до определенного уровня. Уровни усвоения: 2.1. Воспроизведение. 2.2. Умение работать по образцу (подставлять формул ...
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важно ...
Выявление нарушения речевого развития у детей-билингвов
Контингент изученных детей составили учащиеся массовой школы из семей, где родной язык – русский. Исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Айзкраукле (Латвия), обучающейся по билингвальной программе образования (2-я модель, предусматривающая в начальных классах 50%-95% интегрированного ...