• осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);
•осуществить группировку множества объектов;
•произвести систематизацию объектов.
Образовательные электронные издания и ресурсы могут удовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в их содержательное наполнение графиков, диаграмм, аппликаций и схематических рисунков. Такие средства используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений, явлений, событий, процессов, так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор издания или ресурса может раскрыть явления в их логической последовательности, обеспечить наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщить и систематизировать учебную информацию.
Рекомендуется, чтобы в схеме или блок-схеме было минимальным количество комментирующего материала. Кроме того, количество выбранных составных частей схемы или блок-схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру соответствующего фрагмента текста. С целью формирования у обучаемого корректного образа изучаемого объекта, предмета или явления в ряде случаев создания образовательных электронных изданий и ресурсов целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстраций. Схема может быть дополнена конкретным текстовым материалом, но объем его желательно ограничить, так как существует опасность перегруженности схемы, что затруднит зрительное восприятие материала, снизит ценность схемы. Компактное размещение материала, лаконичные условные обозначения позволяют разгрузить схему или блок-схему, привести ее в соответствие с требованиями эргономики и эстетики.
Разработчикам образовательных электронных изданий и ресурсов следует помнить, что красочно оформленное средство информатизации обучения, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.
Наряду с рекомендациями психологического и дизайн-эргономического характера для создателей образовательных электронных изданий и ресурсов можно сформулировать несколько рекомендаций, соответствующих положениям и требованиям современной дидактики.
При разработке средств информатизации обучения целесообразно предусмотреть:
- наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
- градуирование степеней трудности и сложности материала;
- наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
- наличие итоговых обобщающих схем;
- использование однотипных значков ("иконок") и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение различных компонентов учебного материала;
- единообразное сопровождение теоретических описаний практическими примерами;
- описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей и т.п.);
- доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
- простоту и единообразие навигации по учебному материалу;
- сохранение общепринятых единых обозначений и терминологий;
- общедоступный справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
- возможность отмены обучаемым ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.
В ходе разработки образовательных электронных изданий и ресурсов важно определить и описать целевую группу обучаемых, для которых предназначено создаваемое ОЭИ. В описание целевой группы должны входить обобщенные сведения о потенциальных пользователях образовательного электронного издания или: ресурса: познавательные потребности, формирующие мотивацию, возраст, общественный статус, общекультурный и профессиональный уровень, привычный стиль обучения, уровень предварительной подготовки и т.п. При разработке электронного издания целесообразно описать и учитывать основную и дополнительные целевые группы.
В аннотациях или методических рекомендациях каждого модуля учебного материала ОЭИ целесообразно единообразное указание степени важности изучения именно этого материала для каждой целевой группы, что позволит учащимся более обоснованно выбирать собственную траекторию изучения учебного материала. Содержание учебного материала может включать как обязательные для изучения разделы, так и дополнительные.
При создании большинства образовательных электронных изданий и ресурсов значительная часть работы приходится на подготовку тестов, как правило, включаемых в состав ОЭИ.
Познавательно о обучении:
Требования к уроку физической культуры в специальной медицинской группе
К уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе, предъявляются следующие требования: 1. Обучение рациональному дыханию. Дети, занимающиеся в этой спецгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучить их правильному дыханию. Это очен ...
Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уч ...
Анализ анкетирования родителей
Анкетирование было проведено на общем родительском собрании 18.10.2004 года. В опросе участвовало 52 человека, это составляет 26% от количества занимающихся в нашей школе детей. По результатам опроса выявлено, что большее количество родителей имеют среднее специальное образование по рабочим специал ...