Под тестированием понимается измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы. При этом тест представляет собой измерительную процедуру, включающую инструкцию и набор заданий, прошедшую широкую апробацию и стандартизацию. Существенными с точки зрения компоновки тестов могут оказаться отдельные тестовые задания — минимальные составляющие единицы теста, которые состоят из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания могут содержать или не содержать набор ответов для выбора. В составе образовательных электронных изданий и ресурсов тесты используются в тренирующих и контрольных упражнениях. Тренирующее упражнение представляет собой тест, обязательно сопровождаемый внутренней обратной связью. Контрольное упражнение также является тестом, но уже не сопровождаемым внутренней обратной связью.
Существует несколько основных требований к тестам. В их числе требования валидности, определенности (общепонятности), простоты, однозначности, надежности.
Различают содержательную и функциональную валидность. Содержательная валидность — это соответствие теста содержанию контролируемого учебного материала. Функциональная валидность — соответствие теста оцениваемому уровню деятельности:
Выполнение требования определенности (общедоступности) теста необходимо не только для понимания каждым учащимся того, что он должен выполнить, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от эталона.
Требование простоты теста означает, что тест должен иметь одно задание одного уровня и не должен состоять из нескольких заданий разного уровня усвоения.
Однозначность определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами.
Понятие надежности тестирования определяется как вероятность правильного измерения уровня усвоения. Требование надежности заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого.
При разработке средств информатизации рекомендуется учитывать форму и. тип входящих в них тестов. Форма теста определяет его внешнее представление. Современные инструментальные среды для создания образовательных электронных изданий позволяют строить тесты с выборочными, числовыми и конструируемыми ответами. На практике чаще всего применяют тесты с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами учащиеся затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на ввод ответов.
Тип теста определяется характером внутренней мыслительной деятельности, которую должен выполнить обучаемый при выполнении заданий теста. Как правило, тип связывается с одним из следующих уровней усвоения:
• знакомство;
• воспроизведение (решение типовых задач);
• применение (решение нетиповых задач).
Любой тип теста можно подготовить в простой для реализации и выполнения форме с выборочными ответами. Важно только четко представлять вид мыслительной деятельности, которую выполняет обучаемый при решении теста в процессе работы со средством информатизации. Если обучаемый анализирует представленные варианты: ответов, выполняя операции опознания, различения или классификации, то это тест уровня знакомства. Если же учащийся сначала конструирует ответ, вспоминая ранее усвоенную информацию, либо применяя ее для решения типовой или нетиповой задачи, и лишь после этого выбирает ответ из представленных вариантов, то это тест соответственно второго или третьего уровня усвоения.
При разработке тестирующих и других компонент образовательных электронных изданий и ресурсов, выполняющих контрольно-измерительную функцию, следует учитывать следующие рекомендации:
- целесообразно предоставление возможности ввода ответа в универсальной форме, максимально приближенной к общепринятой;
- целесообразно обеспечить адекватный анализ ответа, отличающий опечатку от ошибки и распознающий правильный ответ в любой из эквивалентных форм его представления;
- целесообразно обеспечить фиксацию результатов контроля, их сбор, распечатку и статистический анализ, осуществленные по однотипной для всех создаваемых средств информатизации схеме.
Наряду с перечисленными выше общими рекомендациями по созданию образовательных электронных изданий, и ресурсов можно сформулировать ряд предложений для разработчиков ОЭИ, применяемых в системе высшего профессионального образования.
Существенной частью таких изданий и ресурсов должен стать дидактический интерфейс, позволяющий проводить интерактивную учебную работу по решению специально подобранных профессионально-ориентированных учебных задач в режиме детерминированного учебного исследования. Учебные задачи, отбираемые для образовательных электронных изданий и ресурсов, должны соответствовать профилю подготовки специалистов и профилю конкретного учебного курса, иметь реальные прототипы и четкий физический смысл, обладать предсказуемостью результатов решения лишь в самых общих чертах.
Познавательно о обучении:
Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение
коммуникативной атаки
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок, английский моралист 1. Педагогический такт 2. Тренинг по анализу педагогических ситуаций Упражнения по развитию умений управлять общением Психология педагогического взаимодействия Пр ...
Содержание и анализ анкетирования учителей, РОдителей
и учащихся
Нами были разработаны и проведены анкеты для родителей, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для родителей включает в себя вопросы, имеющих своей целью выяснить, довольны ли они преподаванием математики и видят ли они необходимость во внекласной деятельности. Анкета ...
Механизмы реализации игрового сюжета
Погружение в сюжет происходит через : Театрализованные представления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, дире ...