Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Новая педагогика » Дифференцированный зачет как одна из форм определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся » Контроль как процесс определения качества знаний, умений и уровня развития учащихся

Страница 3

1) уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала;

2) установление конкретного содержания контроля.

В свою очередь, установление содержания контроля зависит от целей изучения данного учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств контроля знаний и умений учащихся.

Рассмотрим следующие из них:

Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте, обобщенности, осознанности.

Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание, воспроизведение.

Взаимный контроль.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, применяется весьма редко.

Самоконтроль.

На уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к формированию приемов анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы, делать выводы. Кроме того, при этом происходит также и формирование критического отношения учащихся к результатам своей работы, требовательности к себе. Важное внимание учителю следует уделить и проблеме воспитания у учащихся веры в свои способности. Нельзя отрицать тот факт, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их самостоятельно. Выход здесь только один - прививать учащимся умения и навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельности.

В зависимости от различных оснований деления можно говорить о различных подходах к указанию видов контроля. Например:

Если в процессе контроля основное внимание уделять деятельности контролируемого субъекта, то выделяются;

контроль по конечному результату (обращаем большое внимание не на ход, состав деятельности, а на ее результат);

пошаговый контроль (следим за выполнение отдельных операций, которые определяют то или иное действие);

контроль, связанный с установлением определенных параметров деятельности.

Очевидно с точки зрения обучающего эффекта предпочтительнее пошаговый контроль, так как в его процессе ученик осознает сущность и характер деятельности.

По содержанию контроль может быть разбит на

предварительный;

текущий;

тематический;

итоговый.

Предварительный контроль необходим для того, чтобы зафиксировать исходный уровень обученности. Текущий контроль нужен для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. В тематическом контроле речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Итоговый контроль осуществляется во время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, а также в процессе экзаменов, зачетов.

Основные формы контроля: фронтальный опрос, проверочные и самостоятельные работы, проверка домашних заданий, контрольные работы, зачеты, экзамены.

Формы контроля выделяются в соответствии с формами обучения:

массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную);

индивидуальной.

Формы контроля по способу предъявления, выполнения задания – это устный, письменный, машинный.

Можно указать и конкретные формы, используемые в практике работы школы, которые могут быть отнесены как к массовой, так и к индивидуальной. Это зачет, фронтальный, индивидуальный опрос, контрольные работы, сочинения, диктанты.

Замечание: Говоря о массовом контроле, используем этот термин условно: в том смысле, что контролем охвачен не один ученик. Естественно, задание каждый ученик выполняет индивидуально (иногда выполнение задания может быть поручено группе учащихся).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Понятие «агрессии» и ее основные виды
Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоми­нать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взор­вусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или на­строен ...

Самостоятельность как интегративное свойство личности
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию ра ...

Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования
Письмо и чтение представляют собой сложнейшие интегративные навыки, формирование которых проходит ряд общих стадий, связанных с включением в деятельность практически всех сенсорных систем и всех структур мозга. На начальных этапах обучения (аналитическом и синтетическом) происходит формирование той ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru