Контроль знаний составляет основную часть процесса обучения любому предмету. Это есть соотношение полученных результатов с запланированными целями обучения.
Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учениками учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками в соответствии с учебным планом. Задача контроля подразумевает собой определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учёбы, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
С помощью контроля учитель определяет, на сколько ученик усвоил пройденный материал, в случаях необходимости проводится коррекция полученных знаний. Ученикам контроль помогает систематизировать изучаемый материал, учит работать: обобщать, выделять главную мысль, в случае необходимости скорректировать некоторые моменты, а так же контроль помогает видеть ребёнку результаты его деятельности.
Что касается систематического контроля знаний, на наш взгляд, он является одним из основных условий повышения качества образования. Для учителя необходимо владение различными формами контроля знаний. Ученикам нравится разнообразие методов проверки, у них появляется желание работать, проявляется интерес к предмету.
С тех самых пор, как появился процесс обучения, существует проблема проверки результатов. Проблема подразумевает множество путей её решения и поэтому до сих пор не найдена та золотая середина, которая разрешила бы все споры.
Как рационально использовать контроль в учебном процессе? На этот вопрос нет однозначного ответа, каждый учитель решает это сам, исходя из специфики своего предмета, уровня знаний и развитости учеников.
Исходя из школьной практики, можно сделать вывод о том, что чаще всего поэтапные самостоятельные работы контрольного характера проводятся не на каждом уроке, вследствие чего у детей возникают трудности в написании. В основном ученики не подготовлены к её выполнению, так как знания, полученные в начале изучения темы к моменту выполнения работы уже забываются, или не были достаточно усвоены и отработаны.
Многие психологи, дидакты и методисты отмечают, что контроль играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Например, по мнению Н.Ф. Талызиной, отсутствие поэтапного контроля «сильно ухудшает качество протекания усвоения, не позволяет своевременно корректировать его ход».
При традиционном подходе к организации контроля, используются, как правило, однообразные по форме работы. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о результатах усвоения содержания, но и о соответствие формы действий данному этапу обучения.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю объективно оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения.
Таким образом, определилась актуальность выбранной темы дипломной работы.
Целью исследования является разработка дидактического материала для проведения контроля знаний учащихся при изучении темы: «Линейная функция и её график».
В соответствии с намеченной целью определяется состав задач:
Провести анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, связанной с проблемой контроля знаний учащихся.
Проанализировать содержание школьных учебников по курсу алгебры 7 класса.
Определить роль, место и формы проведения контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках алгебры в 7 классе.
Разработать дидактический материал для проведения текущего контроля знаний учащихся седьмых классов при изучении темы: «Линейная функция и её график», а именно: самостоятельные работы, математический диктант, тест, задания для проведения зачётного урока, контрольную работу, которые удовлетворяли бы необходимым требованиям, предъявляемым к тематическому контролю.
Практическая новизна работы состоит в том, что разработан дидактический материал, содержащий разные формы контроля, для проведения контроля знаний учащихся седьмых классов при изучении одного из разделов алгебры, который может использоваться учителями в работе с учащимися основной школы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
В первой главе рассматриваются психолого-педагогические основы контроля знаний по математике в основной школе, особенности подросткового возраста учеников седьмых классов, причины неуспеваемости, функции контроля, требования к контролю, виды, методы и средства контроля знаний, умений и навыков, учащихся по математике.
Во второй главе проводится анализ содержания школьных учебников по курсу алгебры 7 класса, рассматривается содержательно-методическая характеристика темы «Линейная функция и её график» и приводится дидактический материал для проведения текущей проверки знаний учащихся по теме: «Линейная функция и её график» и предлагаются методические рекомендации по его проведению.
Познавательно о обучении:
Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого
воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...
Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...
Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...