Методы и формы контроля

Страница 1

Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Функции проверки: ориентирующая, обучающая, диагностирующая, контролирующая, развивающая, воспитательная.

Методы проверки: устный, письменный, графический, практический.

Виды проверки:

– по объему: текущие, итоговые;

– по количеству учащихся: индивидуальная, групповая, классная, массовая.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т. к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.

Формы проверки: устный опрос, контрольная письменная работа, контрольная лабораторная практическая работа, зачет и диспуты, решение задач, физический диктант.

Ориентирующая функция проверки ориентирует преподавателя на слабые и сильные стороны усвоения материала. Передовые учителя при изложении нового материала обязательно задают вопросы цель которых выделить главное в изучаемом материале. Сам процесс проверки помогает учащимся выделить главное в изучаемом, а учителю определить степень усвоения этого главного.

Обучающая функция. Самая главная функция проверки. Проверка помогает уточнить и закрепить знания выполнения проверочных заданий. Способствует формированию знаний до более высокого уровня. Формирует умение самостоятельности и работы с книгами.

Контролирующая. Для контрольных работ и самостоятельных работ она является главной.

Диагностирующая. Устанавливает причины успехов и неудач учащихся. Проводятся специальные диагностирующие работы, которые определяют уровень усвоения знаний (их 4 уровня).

Развивающая функция. Проверка определяет способности студента распоряжаться объемом своих знаний и умением строить собственный алгоритм решения задач.

Воспитательная функция. Приучает учащихся к отчетности, дисциплинирует их, прививает чувство ответственности, необходимости систематических занятий.

Методы текущих и итоговых проверок и их функции

Методы:

1. Устный

2. Письменный

3. Графический (умение строить и читать графики)

4. Практический (умение проводить эксперименты)

Чаще используется устный, индивидуальный или фронтальный опрос и решение задач.

Виды деятельности при текущем опросе:

– Устное изложение

– Решение качественных и расчетных задач

– Выполнение практических работ (лабораторные работы, опыты, экспериментальные задачи)

– Построение и чтение графиков, решение задач с помощью графиков

– Физические диктанты

– Тесты

– Работы с дидактическим материалом

Главное в текущей проверке – не контроль знаний, а выявление знаний и не знаний. Текущая проверка имеет ориентирующую функцию, обучающую, воспитательную, развивающую, диагностирующую.

Контрольная функция является вспомогательной. Воспитательное значение имеет выставляемая учителем оценка, она должна быть объективной. Нельзя снижать оценку за плохое поведение.

Итоговая проверка проводится по теме, разделу, за четверть, полугодие. Основная функция контролирующая.

Любая проверка носит обязательно и обучающую функцию, так как помогает повторить, закрепить, привести знания в систему. Чаще проверяется в виде письменных, контрольных работ (расчетные и качественные задачи, тесты, контрольные и лабораторные работы), в старших классах: зачеты, диспуты, дискуссии. При проверке контрольной работы учитывается способ решения задач, выявляют типичные ошибки и затруднения. Недостаток контрольной: охватывают небольшой объем материала.

Качественные задачи предполагают не громоздкие ответы, а также не должно быть ответов типа «да» и «нет». Они должны содержать не более трех-пяти предложенных или четырех логических шагов для объяснения.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов
Использование ЦОР на уроках возможно в различных формах: - интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны; - мул ...

Фотоприемники на основе внутреннего фотоэффекта
К ФП па основе внутреннего фотоэффекта относятся фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, МДП-фотоприемники и другие полупроводниковые ФП. Для измерения энергетических параметров излучения более широкое распространение получили фотодиоды (ФД) и .фоторезисторы (ФР). Общее выражение для абсолютной ...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста
Сделать обзор научных исследований по теме контрольной работы, охарактеризовать существующие диагностические программы речевого развития у детей дошкольного возраста. Провести исследование одной из сторон детской речи, сделать анализ полученных результатов. Предложить программу коррекции работы с д ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru