Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания

Страница 2

Вопросам охраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почти на каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охрана природы человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения и суммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучении предыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надо уделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показать детям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшению количества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:

1 урок – «Природные богатства России. Использование природы человеком».

2 урок – «Освоение и охрана недр в Российской Федерации».

3 урок – «Воздух и вода в жизни человека, их охрана».

4 урок – «Почвы, растения и животные, их охрана».

Учитель должен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира ( ).

Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении родной земли.

Природоведение 2-3 класс

Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего курса природоведения. Содержание предмета направленно на создание условий непосредственного участия школьников в природоохранной деятельности. В этих целях при изучении каждой темы курса учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: подкармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями, выращивание растений, работа на пришкольном участке и т.д.

Эстетические знания, эмоции, оценки постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединяются в конечном счете в развернутый, многообразный, эстетически окрашенный образ мира. Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки, должны быть прочные биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Среди принципов природоохранного просвещения и экологического образования, педагогика выдвигает принцип взаимосвязи эстетического и интеллектуального отношения к природе и практической деятельности. Но эстетическим и нравственным воздействием природы на школьника воспитательный процесс не ограничивается. Умение видеть прекрасное – основа художественно-творческого развития человека, общающегося с природой. Однако, только лишь созерцания и наслаждения природной красотой недостаточно для развития у детей творческого отношения к природе. Здесь необходима хорошо организованная систематическая работа учащихся, обеспечивающая формирование у них экологического сознания и нравственно-эстетического отношения к природе. Организовать такую работу легче тому педагогу, который владеет большим количеством методических приемов, направленных на ее активизацию. В художественно-творческую деятельность, в творческое восприятие и охрану природы могут быть вовлечены все без исключения школьники. Чтобы увлечь каждого из них используя его интересы, опираясь именно на его способность, учитель должен знать ученика и предложить такие формы организации самостоятельной творческой деятельности, которые могли бы увлечь всех.

Многолетние исследования отечественных педагогов и психологов, в процессе которых изучались результаты творчества, главным образом литературного, а так же особенности восприятия детьми произведений искусства выявили три этапа эстетического творчества. Каждый этап отличается определенными общими чертами в восприятии и собственном творчестве школьника. Кратко эти этапы можно охарактеризовать так:

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...

Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии
Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии позволил нам определить необходимость включения в процесс дифференцированного подхода к учащимся. Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Способные дети могут прове ...

Модель дистанционного обучения
В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И. Змитрович, А.Д. Иванников, Д.В. Куракин, Г.А. Кручинина, ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru