Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Новая педагогика » Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к природе и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.

В тоже время человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может существовать. Поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды являются важнейшими проблемами современности. Человек издавна пользуется дарами природы и теперь на смену потребительской психологии и природо-покорительному взгляду на мир должна прийти новая система ценностей. Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестно. Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы. Исследование психологов Давыдова, Занкова, Эльконина и др. доказали возможность формирования у младших школьников высокого уровня экологических знаний, которые являются составной частью нравственности, и культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием нравственно-эстетического воспитания. Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность.

Для развития у школьников чувства прекрасного, формирования здорового художественного вкуса, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, - необходимо использовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, эстетики, изобразительного искусства. Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда оно изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает их деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить нравственно-эстетическое воспитание от экологического. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой, и этот тезис методологически определяет использование природы как средство, а формирование гармонии отношения к ней, выступает как одна из задач нравственного и эстетического воспитания. Особое место занимает непосредственное общение школьника с природой, овладение навыками правильного поведения в природе, сочетание учебной и трудовой, общественной деятельности по уходу и облагораживанию окружающей природной среды.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой .

Вопросы изучения основ взаимодействия природы, общества, человека сегодня включаются во многие учебные предметы, во внеурочную работу школы с целью формирования необходимой экологической культуры учащихся. Экологический аспект школьного образования включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, ее духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Природа, не являясь носителем общественной морали, в тоже время, учит ребенка нравственному поведению, благодаря, гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе – красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Нравственная сторона отношения к природе формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Формирование нравственных начал отношения к природе неразрывно связанно с ростом заботы о ней, о чистоте водных источников, воздуха, о сохранении почвы, о пресечении действий наносящих ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающего мира должно порождать стремление охранять этот мир.

Нравственно-эстетическое отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет учитель. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма заданий, возможность их творческого выполнения.

Предметом исследования данной дипломной работы является творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе. При написании дипломной работы были поставлены и решены следующие задачи:

Собрать и проанализировать педагогическую методическую литературу, программы средней общеобразовательной школы, учебники с целью выявления степени разработанности вопросов формирования нравственно-эстетического отношения к природе.

Познакомиться с опытом учителей начальных классов и учителей предметников по данной проблеме.

Разработать и провести в период прохождения преддипломной педагогической практики ряд мероприятий и творческих заданий, направленных на формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к природе.

В дипломной работе раскрыта сущность таких понятий как: деятельность, творческая деятельность, нравственность, экологическое воспитание, нравственно-эстетическое отношение к природе; показана связь экологического воспитания с нравственным и эстетическим воспитанием, роль учебных предметов в формировании гуманного отношения к природе.

В методической, педагогической литературе еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединили бы современные данные научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно-эстетического отношения к природе, но имеются конкретные публикации, посвященные отдельным аспектам этой проблемы.

Познавательно о обучении:

Формы методического контроля в ДОУ
В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию. По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/промежуточный, итоговый. По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный О ...

Профильное обучение в старших классах как направление педагогической инновации
Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Масштаб планируемых и ожидаемых последствий обязывает вдумчиво отнестись к основаниям проектирования и технологии деятельности будущей профильной школы. Разработка системы профильного обучения должна происход ...

Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции
Для проверки своего предположения о связи саморегуляции и агрессивности, и анализа особенностей стиля саморегуляции у детей с развитой степенью агрессивности, я использовал Опросник Баса – Дарки «Диагностика состояния агрессии» и Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (см. ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru