В работе использовались игровые и дидактические упражнения, направленные на:
· стимуляцию осознания звуковой стороны речи («Какое слово (звук)
потерялось?», «Доскажи словечко» и др.);
· стимуляцию слухового внимания («Угадай, на чём играю?», Угадай, что делают?» и др.);
· совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений («Зашифрованное слово», «Телеграф», «Магнитофон» и т. д. );
· развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:
а) отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий (кубики Коса и др.);
б) совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями («Угадай, что задумано», «Догадайся, что нарисовал художник» и др.);
в) развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов (« Складывание картинок», модификации матриц Равенна и др.)
г) формирование навыков схематического изображения пространственных отношений («Лабиринты», «Куда спряталась?» и др.)
· формирование изобразительно- графических способностей:
а) дорисовывание незаконченных рисунков;
б) игра «Кто наблюдательнее?» - рисование с натуры;
в) дорисовывание рисунков с недостающими деталями;
г) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
д) письмо букв и слов по шаблонам;
· развитие последовательности действий и планирование (игры на выполнение многошаговых инструкций и т. д.);
· развитие последовательности в пространстве («Что изменилось», «Живые цепочки» и др.);
· развитие последовательности во времени («Зарядка», отстукивание ритмов, порядок времён дня, времён года, дней недели и др.);
· перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно («Картинки-невидимки» и др.);
· развитие последовательности в речи («Перепутаница», «Пароль», «Повтори и добавь» и т. д.);
· развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания (акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания):
а) на развитие устойчивости внимания (сортировка, нанизывание бусинок, «кто с кем разговаривает по телефону» и т. п.);
б) умение переключать внимание («синхронный счёт»);
в) для развития способности произвольно переключать внимание (таблицы Шульте).
Познавательно о обучении:
Логопедическая работа по формированию лексико-семантической
стороны речи у старших дошкольников с ОНР
Формирующий этап проводился в течение сентября по декабрь 2008 г. Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Чтобы коррекционное обучение было эффективным, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности ...
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...
Основные понятия и проблематика социальной работы с детьми-сиротами
Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица ...