Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих одаренных детей дошкольного возраста приводят к тому, что родители и воспитатели делают слишком большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного общения.
Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта. Слова — не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.
Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи утверждают, что этот процесс представляет собой кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему, насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или внешним, первичный или вторичным, материальным или духовным, а также кратковременным или долговременным в зависимости от моделей, предлагаемых сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек продолжает и развивает те модели поведения, которые, приносят желаемый эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят. Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с приобретением механических навыков и изучением значения окружающих предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей.
Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как на самом ребенке, так и на окружающих.
Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке, математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков признания в будущем. Он утверждает, что это стремление рождается и поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях были бы весьма интересны для родителей, которые пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в связи с будущим ребенка.
Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли такого стремления преуспеть, как «звездные» дети.Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки этого стремления преуспеть. Какие аспекты поведения ребенка обычно находят сильнейший отклик у родителей? О каких ребячьих достижениях с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? Какие события пересказываются бабушкам и дедушкам?[6] Все это, разумеется, не означает, что проявление способностей и талантов не надо игнорировать, но все же не стоит восторгаться ими сверх меры, за счет других полезных навыков и достижений.
Познавательно о обучении:
Организация эксперимента, этапы, задачи и методы
I этап – подготовительный (с 17.11.2007 по 27.12.2008). Проведение функциональных проб, т.е. предъявление учащимся разных заданий с целью определить, какой путь обучения им больше подходит. II этап - обучение по названым ниже методикам (с 9.01.2008 по 10.04.2010) Фрагменты конспектов занятий, уроко ...
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...
Понятие «энергетический» и «пластический» обмен
Организм человека, как и все живые организмы, существует как открытая энергетическая система. Это значит, что организм постоянно теряет вещество в виде достаточно простых химических соединений. Одновременно с этим происходит выведение энергии из организма. Но организм - это устойчивая энергетическа ...