История возникновения. Графический дизайн

Страница 1

Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы.

Отношение «человек-вещь» есть одно из самых фундаментальных. Человек не может существовать без вещей, вне вещной среды, как говорят ученые. Создание вещей одно из главных отличий человека от животного. Вещи влияют на образ жизни, расположение духа, здоровье и даже мировоззрение человека. При этом важно не только то, что предмет выполняет свою функцию, создает условия для жизнедеятельности. Важна пространственная форма, в которую эта форма, в которую эта функция помещена. Человек хочет, чтобы его окружали предметы полезные, удобные доставляющие удовольствие внешним видом. Тысячелетиями эта проблема – соотношение пользы и красоты - решалась в рамках прикладного искусства как профессионального, так и народного. Искусство то есть народное творчество, прикладывалось к полезной (утилитарной) функции изделия, превращая его в эстетический объект, доставляющий эмоциональное удовольствие.

Попытки сочетать пользу и красоту характерны уже для деятельности первобытных людей. И сегодня удивляют своей формой наконечники копий, возраст которых 20 000 лет, узоры на сосудах, бляшки на одежде, выполненные в виде круторогих баранов или оленей. Эстетическое наслаждение доставляют экскурсия по залам Русского музея в г. Санкт-Петербург, в которых собраны лучшие образцы расписных сундуков, прялок, вышитых полотенец.

Но прикладное искусство в традиционных формах рассчитано на эстетическую обработку предметов ремесленного и мануфактурного производства. Промышленная революция 19 в. Массовое производство изделий заставили решать проблему соотношения пользы и красоты на новой технологической и концептуальной основе. Так появился дизайн.

В нашей стране слово «дизайн» долгое время вообще не употреблялось, заменялось словосочетаниями: техническая эстетика, художественное конструирование. Но сегодня дизайн - не только профессиональный термин, но и слово из обыденной речи: «какой дизайн у нее в квартире», «это устаревший дизайн», «мы специально дизайнера приглашали ». Но не всегда люди, использующие это слово, представляют, что оно означает, единого, всеми специалистами признанного ответа на этот вопрос нет.

В английском языке слово design означает проектировать, конструировать. Но языковые корни термина – в латинском designare (определять, обозначать). В период Ренессанса итальянское designо обозначало проекты рисунки, чертежи, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «дизайн» появилось в 16 в. Российские культорологи нашли этот термин в русских публикациях 18 в. Сегодня под дизайном понимается разработка проектов и конструкций, улучшающих эстетический облик пространственно – предметной среды жизнедеятельности человека. При этом дизайнеры исходят из идеи гармонизации человеческой жизни, из необходимости проектировать среду, отвечающую потребностям, нормам, ценностям человека и общества. В одной из книг удачно сказано, что дизайнер представляет интересы человека в сфере машинного производства. Его задача – наилучшим образом вписать вещь не только в физическое, но и социальное пространство человека, его образ жизни, систему взаимоотношений с другими людьми.

Приведем один пример. Мороженое человечество ест уже не одну сотню лет, но до начала 20 в. подавали только в кафе, ресторанах, дома. Это был дорогой продукт. Распространенным лакомством оно стало только в 30-х. гг. 20 в., когда в США стали выпускать брикеты мороженого в шоколадной обливке на палочке – знаменитое эскимо. Его можно было съесть на ходу, на улице, не пачкая рук, что вписывалось в быстрый темп жизни «массового человека».

Дизайн тесно связан эргономикой – наукой о соответствии вещей предметной среде, физиологическим и психологическим данным человека. Так, миксер должен не только выполнять прямую функцию – взбивать пюре и жидкости, но должен соответствовать и эргономическим требованиям: быть легким, чтобы его можно было держать одной рукой; простым, чтобы его можно было разбирать, мыть; его шум не должен раздражать слух и т.д. Функциональность вещей, предназначенных для реального потребления, - обязательное требование к работе дизайнеров. Интересно что создавая новую вещь дизайнер, как и художник отталкивается от художественного образа, на что она будет похожа, с каким предметом будет ассоциироваться.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Новое экономическое образование 21 века
Реформы в России нуждаются в выработке и развитии нового экономического мышления, в качественном прорыве в уровне экономического образования. Все еще сказываются традиции советского периода, когда экономические исследования и дисциплины были оторваны от мировой науки, а сама экономическая теория ос ...

Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...

Применение софизмов на уроках математики
Проанализировав соответствующую методическую литературу и задачники, содержащие софизмы, можно сделать вывод, что, во-первых, из всего множества софизмов, далеко не каждый можно использовать на уроке, а во-вторых, в литературе нет строгого разделения ошибочных рассуждений на те, которые можно испол ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru