Некоторые общие психологические приемы организации формирования образов воображения:
а) Стимулирующая роль образов. Наглядные образы, и, прежде всего образы представления и воображения, стимулируют мыслительный процесс. Именно в воображении, в бессознательном манипулировании представлениями лежит путь к нахождению интуитивных решений.
б) Опора на прошлый опыт. Экспериментальные исследования Р.Шепарда показали, что образы представления и воображения обладают способностью замещать действительное восприятие. Это позволяет учителю значительно экономить время на уроке, так как для того, чтобы произошло восприятие, необходимо время для рассмотрения, прослушивания, ощупывания и тому подобное, а для возникновения представления или образа достаточно упоминания об объекте. Знания учеников, дополняя друг друга, образуют общий фонд знаний, который позволяет коллективно найти рациональное решение задачи.
в) Объективация представлений и образов. Не только исходное формирование представлений, но и их повторное воссоздание при ответе или решении различных учебных задач является достаточно сложным процессом для многих школьников, особенно младших школьников. Особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляций с вторичными образами. Поэтому там, где нельзя заменить представление восприятием или манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, чертежей, рисунков. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно научить детей пользоваться этими средствами объективации.
Одним из важнейших средств объективации школьниками своих представлений и образов воображения является речь. Поэтому задача любого учителя научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания.
В целом объективация представляет собой перевод субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект (рисунок, изображение, график, модель и так далее).
г) Речь учителя. Чаще всего формирование представлений происходит на основе рассказа учителя. От того насколько яркой и образной будет речь педагога, во многом зависит яркость и отчетливость представлений и образов воображения у школьников.
Следует помнить, что слишком большое количество примеров ведет к расплывчатости, неустойчивости представлений, а слишком малое – к их недостаточной дифференцированности, невозможности свободно оперировать образами.
д) Использование специальных приемов представления и воображения.
Некоторые из них:
1. Если необходимо представить одновременно большое количество предметов, то, упорядочив их, придав им определенную форму, мы упростим процесс представления.
2. Для развития соответствующей способности полезно использовать такие формы представления, как свободное представление, представление по образу, по заданной теме, по заданным условиям.
3. Полезно сообщать учащимся функции представлений и понятий и условия их использования.
4. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.
В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения но, они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы.
Познавательно о обучении:
Наука 20 века
ХХ век богат на открытия. Теория вероятности, изобретение цифровых технологий и др. Одно из основных достижений науки ХХ века заключается в понимании того, что физический мир устроен по законам, понять и объяснить которые на языке привычных понятий достаточно сложно. Примером может служить мир кван ...
Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника ...
Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы,
приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...