Воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое (Ж.Пиаже). Он считает, что гибкое воображение может реально помогать операционному мышлению. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, изображения, различные персонажи, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая этого.
Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения и развитие творческого воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и так далее. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
П.И.Пидкасистый подчеркивает необходимость формирования у школьников творческой деятельности. Важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно связаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности.
В учебной деятельности элементы творчества учащихся, прежде всего, проявляются в особенностях ее протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Продвижение от репродуктивной деятельности к творческой предполагает обязательную реализацию меж предметных связей, поскольку они создают благоприятные условия для развития познавательных возможностей школьников. Формирование творческого потенциала школьника достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении ими практическими и познавательными действиями.
Л.С.Выготский полагал, что творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Важным видом воображения, принимающим активное участие в становлении личности ребенка, является воссоздающее воображение. При чтении книг, при изучении географических и исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. В своих произведениях художник, поэт или композитор апеллирует ко всем органам чувств человека, к его зрению, слуху, обонянию, заставляя путем фантазии воссоздавать картину, само появление которой обязано творческому воображению автора. Зритель, читающий или слушающий, должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник. Отличной школой воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности.
Познавательно о обучении:
Роль и место раздела в профильной подготовке школьников
Раздел "Информационные технологии" включен в образовательную область "Технология" не случайно. Понятия "информация" и "технология" являются неотъемлемой частью современной жизни. Информация – это не только сведения, передаваемые одними людьми другим, но и сам ...
Применение радио и звукозаписи в работе с детьми
Использование радио в учебной работе детских садов открывает широкие возможности повышения эффективности воспитания и обучения, всестороннего воздействия на личность дошкольника. Центральное радио ежедневно транслирует передачи для дошкольников, которые с успехом можно использовать в учебной работе ...
Констатирующий эксперимент по выявлению уровня познавательной
активности младших школьников
Исследование начато в декабре 2014 года во втором классе " А " школы №61, занимающемся по системе Эльконина - Давыдова. Эта система основывается на ценности развития, потому разработка развивающего обучения подразумевает постановку и заключение детками учебных задач. А это означает, что г ...