Познание учащихся осуществляется как исследование в процессе интеллектуальной учебной деятельности. В основной школе обеспечивается эвристическим и исследовательским методами.
Под проблемной ситуацией понимаем осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения предложенной задачи. Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемной задачей или проблемой. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка – вызвать интерес, постановка проблемы должна быть естественной. Проблемную ситуацию нужно готовить, она должна создаваться всем ходом урока, быть ее органической частью. Пути создания проблемной ситуации:
Предварительная постановка практической проблемы:
1. Разбор возможностей использования изученного материала:
2. Поиск средств выполнения решения:
3. Решение нешаблонных задач.
В первом случае мы можем предложить учащимся проверить вертикальную кирпичную кладку стен с помощью отвеса. ЕЕ анализ порождает проблему выяснения математической основы этого приема.
Во втором случае мы можем после доказательства тождества .
Возникает вопрос, как использовать его для вычислений. Учащиеся, прежде всего, обращают внимание на применение этой формулы при умножении. С ее помощью можно вычислять квадраты чисел.
Подводя итоги, выделяем следующие вопросы методического обеспечения факультативного курса:
1. Отбор содержания факультативного курса, отвечающего поставленным целям обучения.
2. Разработка программы факультативного курса, в которой предусматривается:
- распределение содержания по занятиям:
- указание вопросов для самостоятельного изучения:
- перечень рефератов, носящих самостоятельный, творческий характер:
- литература, в которую входят: учебно-методические пособия, статьи, книги по тематике факультативного курса.
3. Разработка программ каждого занятия с указанием:
- содержания материала, рассматриваемого на занятии:
- домашнее задание:
- индивидуальные задания:
- темы докладов и сообщений для учащихся:
- литература:
- формы и методы проведения занятий.
4. Составление индивидуальных планов работы школьников, посещающих факультатив, в которых предусматривается:
- выполнение заданий, носящих образовательный воспитательный и развивающий характер:
- работа с научно- популярной литературой:
- подготовка докладов и сообщений:
- написание реферата.
Первой русской учебной книгой по математике была «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703): в 1739 переведены на русский язык «Начала» Евклида. В 1740 издана «Универсальная арифметика» Л. Эйлера, в 1757 – «Универсальная арифметика» Н.Г. Курганова, вытеснившая из школ учебник Магницкого.
В 1-й четверти 19 века преподавание математики велось по трем учебникам: «Начальные основания математики» А.Г. Кестнера (перевод с немецкого, 1792–1794): «Курс математики» Т.Ф. Осиповского (т. 1–3, 1801–1823) до 1812 был основным учебным пособием для гимназий, отличался полнотой и ясностью изложения, превышал по объему гимназический курс: учебник Н.И. Фусса «Начальные основания чистой математики» (ч. 1–3, 1810 – 1812), стал первым стабильным учебником для гимназий. В 30 годы для употребления в гимназиях рекомендовались «Руководство к арифметике» и «Собрание арифметических задач» Ф.И. Буссе, которые по простоте изложения превосходили существовавшие учебники. Они были продуманы и в методическом отношении: обучение начиналось с простых и наглядных истин, соблюдался постепенный переход к трудным понятиям, объяснение проводилось раньше правил. В качестве задачника применялись «Арифметические листки» П.С. Гурьева, которые содержали 2523 задачи с решениями, расположенными последовательно от «легчайших к труднейшим».
Познавательно о обучении:
Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...
Виды научно-исследовательских работ
Основными видами являются: подготовка обзорного реферата на определенную тему, отдельные исследования в ходе практических и лабораторных работ, при подготовке докладов и выступлений на конференциях и семинарах, разработке отдельных научно-исследовательских вопросов в курсовых и дипломных работах, и ...
Обмен нуклеотидов и его нарушения
Нуклеотидами называются соединения, состоящие из азотистого основания, углевода-пентозы и фосфорной кислоты. Примером может служить уридиловая кислота: В типичном нуклеотиде связь между атомом "N" цикла и первым атомом углерода пентоза - b-N-гликозидная, а связь между остатков фосфорной к ...