Учение для подростка является главным видом деятельности. От того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые может и должен использовать педагог. Преимущества учебной деятельности заключается в избирательной готовности, повышенной восприимчивости (сенситивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность строить самому свою познавательную деятельность за пределами школы.
Проблемы подростка связаны с тем, что эту готовность он еще не умеет реализовать; т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. Нередко у подростков снижается общий интерес к учению, происходит «внутренний отход от школы». (А.Н. Леонтьев) Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни, и, прежде всего изменением ведущей деятельности подростка.
Отсутствие учебной деятельности у учащихся является основной причиной «отхода от школы», что не дает возможности удовлетворить актуальную проблему возраста – потребность в самоутверждении.
Деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения, контролировать и оценивать свою работу – характеризуя ее сформированность учебной деятельности.
Целенаправленное формирование мотивов учения является одним из резервов повышения эффективности обучения подростков. Познавательная потребность подростка связана с удовлетворением потребности возраста. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно- следственные связи.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и отрицательное отношение к предмету. При этом у подростка в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы приема и овладения знаниями. Очень важно, что бы учитель давал материал не только тот, что есть в учебнике. «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Интересы подростков различают по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности. Одни учащиеся склонны к репродуктивной деятельности, другие – к творческой, исследовательской деятельности. При положительном отношении подростков к учению существенное значение имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и, прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.
Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростка повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учебе.
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим предметам. Неуспех, как правило, вызывает у подростка бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. И если неуспех повторяется, то у подростка закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Ситуация успеха обеспечивает подростку эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.
Оценки для подростков имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение учителей и родителей. Нередко смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с потребностью возраста, оценить себя как личность, свои слабые и сильные стороны. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Познавательно о обучении:
Конспект урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"
Цели урока: после урока учащиеся смогут назвать даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки правового государства; продолжить формирование навыка критического мышления; определить и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России правового го ...
Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и ...
Краткая характеристика логических операций, доступных для детей среднего
возраста
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу ...