Средний школьный возраст, особенно 5–7 классы, является наиболее ответственным для учителей и переломным в развитии подростка. В этот период происходит бурный биологический как количественный, так и качественный рост организма.
В физиологическом развитии подростковый возраст характеризуется тремя особенностями:
а) бурным ростом массы тела и отставанием в развитии сердечно- сосудистой системы, что приводит к диспропорции, обуславливающей быструю утомляемость, раздражительность:
б) половым созреванием, которое сопровождается развитием желез внутренней секреции, повышенной возбудимостью, что усложняет работу с подростками:
в) развитием и завершением окостенения скелета и костно-мышечной системы, что оказывает существенное влияние на развитие телосложения подростка.
В психическом развитии подростков происходят большие изменения. Восприятие носит целенаправленный характер, а наглядность служит в большей степени для понимания не только внешних, но и внутренних процессов. Наблюдательность становиться устойчивой чертой личности. В результате учебной деятельности все больше развивается анализирующее восприятие, растет удельный вес восприятия отвлеченного материала, усиливается роль символической наглядности.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей, показательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. И если в младшем школьном возрасте память механическая, а мышление характеризуется соотношением конкретных предметов и явлений, то память подростка носит переходный характер: от механического запоминания предметов и явлений к абстрактно – логической памяти. Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте на переходном этапе онтогенеза, приобретает самостоятельное значение. «Если у ребенка интеллект – это функция памяти, то у подростка память – функция интеллекта», писал Л.С. Выготский. Рассматривая предпосылки дальнейшего развития памяти в подростковом возрасте, Л.С. Выготский писал, что ключ к пониманию этого процесса «надо искать не в тех изменениях, которые происходят в самой памяти, а в тех, которые охватывают отношения памяти с другими функциями».
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Существует одна особенность мышления подростка, важная для понимания работы его памяти. На этом переходном этапе развития человека мышление представлено двумя формами: конкретным (образным) и абстрактным (вербально-логическим). По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые, в свою очередь, более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.
Эта особенность мышления подростка предъявляет свои требования и к организации процесса усвоения знаний. При подаче учебного материала педагогу следует использовать как конкретно – образные характеристики, логические, абстрактные, понятийные связи и отношения. Причем, использование характеристик, как тех, так и других должно четко соответствовать сложности материала. Вредно как излишне упрощение излагаемого материала, так и его усложнение. «Восход от конкретного к абстрактному, от особенного к общему. Мышление в процессе применения анализа и синтеза и других мыслительных операций вновь возвращается к конкретному, но уже обогащенному знанием общего, знанию многосторонних связей и отношений объектов».
Познавательно о обучении:
Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого
воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...
Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе
развития грамотности детей-билингвов
Согласно данным нейролингвистики представление любой информации, с которой знакомятся дети на уроке, должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Прежде всего, это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую). П ...
Планирование коррекционной воспитательно-образовательной работы с детьми
Перспективный план на Февраль Взаимодействие с педагогами Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства Взаимодействие с детьми Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция. Взаимодействие с родителями Цель: Установлен ...