Принципы педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Принципы педагогического взаимодействия

Страница 5

Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой – разрушает ее.

Чтобы ученик не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.

Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.

Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.

Насилие деформирует личность ребенка.

В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.

Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.

Обработка результатов.

За каждое суждение с нечетным номером – 2 балла, с четным номером – 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю, а если менее 15 – к проявлению авторитарности.

Методы, приемы, средства общения

Каждый педагог, общаясь, выбирает свой индивидуальный стиль. Каждый находит свои ориентиры в профессиональной педагогической деятельности. Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От учителя требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками .

Применение методов поддается предварительному планированию лишь тогда, когда педагогу предстоит разрешить создавшуюся проблему, ответить на вопрос: «Что делать дальше?». Но чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс – это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач.

Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:

Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Табл. 6

Методы

Формирование взглядов,

обмен информацией

Организация

деятельности

Стимулирование

оценки и самооценки

Диалог.

Доказательство.

Инструктаж.

Лекции.

Призыв.

Внушение.

Повествование.

Поручение.

Требование.

Состязание.

Показ образцов и примеров.

Создание ситуации успеха.

Перспектива.

Упражнение.

Замечание.

Ситуация контроля.

Поощрение и наказание.

Ситуация критики и самокритики.

Доверие.

Общественное мнение.

В основе - убеждение

В основе – упражнение.

В основе –

самооценка

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных дошкольников
Система занятий по изобразительной деятельности начинается с занятия, целью которого является отбор одаренных ребят из всей группы детей. Занятие №1 "Как пройти в город художников" Цель занятия: для воспитателя – познакомиться с художественными возможностями детей, их интересами, способно ...

Работа с детьми. Дифференцированный подход
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает воз ...

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru