При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические и культурные. Альтернативой этому является подход, при котором можно попытаться контролировать максимально возможное количество факторов для того, чтобы сконцентрировать внимание на изучении одного класса переменных. Контроль социальных факторов был эффективен в ряде исследований, в русле которых проводились сравнения агрессивной и неагрессивной групп индивидов, социальный уровень которых был близок. Такой подход был использован Глюком, который одновременно проводил сопоставление групп по таким переменным, как возраст и общий уровень интеллекта.
В настоящем исследовании был использован подобный подход, за исключением того факта, что контроль был осуществлен не только путем сопоставления, но также таким выбором испытуемых, при котором возможное влияние ряда определенных органических и социальных факторов с самого начала снижалось или устранялось. Вместо того чтобы задаваться вопросом, как это делалось в предыдущих исследованиях, почему некоторые подростки стали агрессивными, в то время как другие, живущие по соседству, ими не стали, мы решили задаться вопросом, почему поведение некоторых подростков, которые, на первый взгляд, не подвергались воздействию неблагоприятных социальных и органических факторов, является асоциальным. В ранее проведенных исследованиях утверждалось, что ответ может быть найден в детско-родительских отношениях. Без сомнения, такие органические факторы, как наследственные дефекты, физические недостатки или такие социальные факторы, как низкий уровень жизни, неудовлетворительные условия для отдыха и неблагоприятное окружение могут со своей стороны повлиять на развитие асоциальной ориентации. Но все больше появляется свидетельств того, что во многих случаях такие факторы сами по себе не являются причиной. Они имеют значение в том смысле, что могут создавать условия, при которых психологические факторы, способствующие развитию агрессивного поведения, могут разворачиваться более активно.
Для социологов часто характерен такой подход к проблеме агрессии, при котором делается акцент на важности социальной среды как причинного фактора. Например, Шоу и Мак-Кэй получили свидетельства того, что уровень агрессии самым высоким был в неблагополучных районах, граничащих с центральными деловыми и промышленными районами крупных американских городов, причем уровень этот постепенно снижался по направлению к районам, расположенным между неблагополучными районами и дальними пригородами. Для зон с высокой агрессией специфична социальная дезорганизация, которая характеризуется не только физической деградацией, бедностью и экономической зависимостью, но также отсутствием устойчивых местных стандартов поведения. Население этих районов в значительной степени состоит из рожденных за пределами Америки и афроамериканцев и отличается высокой мобильностью.
Совершенно очевидно, что условия, описанные Шоу и Мак-Кэй, способствуют асоциальному поведению. Бедность и тяжелые жилищные условия, по всей видимости, вызывают фрустрацию и недовольство, воспитывают враждебное отношение к обществу. В местах, где конфликтуют культурные стандарты, и быстро меняется население, родителям, даже если они сами законопослушные граждане, трудно передать детям свои стандарты поведения.
Познавательно о обучении:
Понятие о нестандартных формах работы классного руководителя
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала "Советская педагог ...
Особенности интеллектуальной одаренности
Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны ...
Понятие имитационной игры, ее структура, функции, задачи и их классификация
Понятие симуляционная (имитационная) игра нашло свое распространение как общее понятие для многочисленных стратегий обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят такие понятия как ролевые игры, конфликтные игры, игры для принятия решений, деловые игры, компьютерная имитация на базе дело ...