Сколько лет необходимо учителю, чтобы стать педагогическим мастером?
«Опытный учитель» и «учитель-мастер» – эти понятия нужно рассматривать как синонимы или они содержат качественное различие?
Может ли учитель состояться педагогом-мастером, если от школы остались преимущественно неприятные воспоминания?
Может ли произойти утрата педагогического мастерства?
Можно ли сказать себе: «Все, отныне я педагог-мастер, я все знаю, я все умею. Мне больше не надо самосовершенствоваться, саморазвиваться». Обоснуйте свой ответ.
Ступени профессионального роста учителя
Особенность профессии учителя состоит в том, что он постоянно развивается как человек, как профессионал. А может ли профессионализм учителя иметь свои уровни? Обоснуйте ответ.
Есть просто умелый учитель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть учитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же учителя, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. А есть учителя-новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути.
Рассмотрим эти уровни более подробно.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться в школе. Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структура, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание, дисциплину учащихся на занятиях и т.д.
Педагогическое мастерство. Сформулируете самостоятельно.
Педагогическое творчество учителя характеризуется внесением в учебно-воспитательный процесс тех или иных инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.
Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя является педагогическое новаторство. Учитель вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в той или иной сфере деятельности, значительно изменяет и повышает качество процесса обучения и воспитания.
Какие уровни профессионализма учителя вам встречались в школе чаще, какие реже, какие никогда? Как вы думаете почему?
Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства
От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.
Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.
Самовоспитание, саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.
Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений «самовоспитание, саморазвитие», «профессиональное самовоспитание, саморазвитие»? Как взаимосвязанные эти процессы?
Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность.
Познавательно о обучении:
Особенности проведения уроков по химии с историческим содержанием
Существуют различные формы организации деятельности учащихся – это внеклассные и факультативные занятия, домашние задания, семинарские занятия и т.д. Основной формой организации учебной деятельности является - урок. Известно множество классификаций уроков: по основному этапу (введение, первичного о ...
Принципы досуга
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. К ним относятся: 1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченност ...
Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...