После проведенного сравнения средних значений шкал ССП и общего уровня саморегуляции необходимо было проверить достоверность выявленной разницы в стиле саморегуляции учеников с разным уровнем агрессивности. Для этого мной был использован метод Стьюдента (t – тест), предназначенный для проверки гипотез о достоверности разницы средних значений при анализе количественных данных. Для его применения я вычислил стандартные отклонения для шкал ССП у высокоагрессивных и низкоагрессивных детей, и занес полученные данные в формулу:
М1 и М2 – средние значения шкал ССП у высоко и низкоагрессивных учеников;
S1 и S2 – стандартные отклонения для шкал ССП у высоко и низкоагрессивных учеников;
n1 и n2 – количество учеников с высоким и низким уровнем агрессивности.
Результаты t - теста оказались следующими:
Кроме этого, так как результаты по шкале «моделирование» у высоко и низкоагрессивных учеников совпадают, но отличаются на 1,3 балла от умеренноагрессивных, я высчитал значимость этого расхождения по той же формуле, но уже между, высоко и умеренно агрессивными.
Для проверки достоверности проверяемых мной различий необходимо было, чтобы значение t – критерия для уровня достоверности 0,05 (вероятность 5 %) составило не менее 2,05. Как видно из полученных данных ,такое требование соблюдается в отношении шкал «оценивания результатов», «гибкости», «самостоятельности» и общего уровня саморегуляции, что доказывает статистическую значимость различий в развитии соответствующих регуляторно-личностных свойств и процессов у испытуемых с высоким и низким уровнем агрессивности. Данные различия в развитии регуляторно-личностных свойств и процесса оценивания результатов свидетельствуют о том, что высокоагрессивные учащиеся менее адекватно реагируют на ситуацию, и не могут быстро оценивать изменение значимых условий, чтобы перестроить программу действий, поэтому у них чаще возникают регуляторные сбои и неудачи в выполнении деятельности, чем у низко и умеренноагрессивных испытуемых. Ребята с высоким уровнем агрессивности не способны к адекватному оцениванию результатов своей деятельности, а субъективные критерии успешности у них недостаточно устойчивы по сравнению с менее агрессивными, что ведет к возникновению внешних трудностей. При этом высокоагрессивные дети более автономны в организации своей активности, они не испытывают регуляционных сбоев при отсутствии посторонней помощи в деятельности. Однако испытуемым с высоким уровнем агрессивности труднее овладевать новыми видами активности, они менее уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях, их успехи в привычных видах деятельности часто нестабильны. Хотелось бы отметить, что в отличии от регуляторно-личностных свойств и процесса оценивания результатов, такие регуляторные процессы как планирование, программирование и моделирование не обнаруживают существенных различий у учащихся с разными уровнями агрессивности. Данная особенность позволяет предположить, что на степень агрессивности влияют, прежде всего, регуляторно-личностные свойства, и меньше влияние имеют регуляторно-личностные свойства, и меньшее влияние имеют регуляторные процессы, влияющие, по-видимому, только опосредовано. На следующем этапе работы я посчитал целесообразным, выявить процентное соотношение уровней агрессивности и общей саморегуляции в группах учащихся. Полученные данные, я отразил в таблице № 2.
Познавательно о обучении:
Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...
Основные виды речевых ситуаций и способы их создания
Как известно, «любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание». Ситуация как основа вербального общения представляет собой совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных для соверше ...
Механизмы реализации игрового сюжета
Погружение в сюжет происходит через : Театрализованные представления (открытие смены – прибытие Звездного десанта в Город Звезд; во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них главных действующих лиц – Мэра, Советника, Председателя городской Думы, Астролога, Звездочетов, дире ...