Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Новая педагогика » Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии » Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Страница 6

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Обратимся к классификации проектов по комплексности и характеру контактов. По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, творческим (декоративно-прикладными), литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Кукла в костюме народов Поволжья середины 19 – начала 20 веков." требует одновременно исторического, этнографического, литературоведческого, культурологического, искусствоведческого и социологического подходов.

Необходимо рассмотреть наиболее распространенную отечественную классификацию проектов, разработанную В.Д. Симоненко по их содержанию. К ним относятся: интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов ит.п. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий – предметов быта, производственных образцов и т.п. При этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, и нестандартным взглядом на существующее положение вещей.

Материальные. Под таковым подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т.д.

Экологические. В этих проектах может осуществляться экспериментальная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся. Во многих школах проводятся урочные и внеурочные мероприятия на которых учащиеся занимаются переработкой вторсырья, дают вторую жизнь вещам. Из рук детей выходят корзины из бумаги и пластиковых бутылок, мягкие игрушки из старых вещей, показы «большой моды», где девочки на подиуме демонстрируют не только сшитую, но и сделанную своими руками одежду из цветочных упаковок, фантиков от конфет, пластиковых бутылок и т.п. Безусловно, подобные акции не могут серьезно повлиять на всемирную экологию, но очень важно привлечь внимание детей к этой проблеме, посеять в их умы разумное и доброе отношение к окружающему нас миру. Чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Именно молодым приходят в голову идеи проектирования бесприродного технического мира, бескислородной техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и др., сегодня еще не совсем воспринимаем их технологии. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Система работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
МДОУ №110 «Дубравушка» работает по программе «Сообщество». В соответствии с требованиями программы, занятия проходят в форме утренних сборов. На утренних сборах даются знания на основе задач из «программы воспитания ребенка-дошкольника». Главное отличие программы «Сообщество», которое отличает ее о ...

Конспект урока: "Сферы общества"
Цели и задачи: Повторить и обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферам общества. Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализировать ценности. Ход урока: I. Разминка. Объявление темы урока. Задание: Распределите данные понятия и термины на три группы и ...

Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru