Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Новая педагогика » Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии » Сущность и особенности проектного обучения учащихся

Страница 6

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Обратимся к классификации проектов по комплексности и характеру контактов. По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, творческим (декоративно-прикладными), литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Кукла в костюме народов Поволжья середины 19 – начала 20 веков." требует одновременно исторического, этнографического, литературоведческого, культурологического, искусствоведческого и социологического подходов.

Необходимо рассмотреть наиболее распространенную отечественную классификацию проектов, разработанную В.Д. Симоненко по их содержанию. К ним относятся: интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные.

Кратко охарактеризуем каждый из них.

Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов ит.п. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий – предметов быта, производственных образцов и т.п. При этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, и нестандартным взглядом на существующее положение вещей.

Материальные. Под таковым подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталонных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовершенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки, обоснованная замена материалов и т.д.

Экологические. В этих проектах может осуществляться экспериментальная оценка воздушно-газовой среды, состояние водоемов и почв, распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и анализа могут стать способы очистки загрязненных производственных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изучение возможности сбора и использования вторичного сырья, регенерации различных пластполимеров, применение этих материалов для изготовления объектов труда учащихся. Во многих школах проводятся урочные и внеурочные мероприятия на которых учащиеся занимаются переработкой вторсырья, дают вторую жизнь вещам. Из рук детей выходят корзины из бумаги и пластиковых бутылок, мягкие игрушки из старых вещей, показы «большой моды», где девочки на подиуме демонстрируют не только сшитую, но и сделанную своими руками одежду из цветочных упаковок, фантиков от конфет, пластиковых бутылок и т.п. Безусловно, подобные акции не могут серьезно повлиять на всемирную экологию, но очень важно привлечь внимание детей к этой проблеме, посеять в их умы разумное и доброе отношение к окружающему нас миру. Чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких творческих проектов, тем выше будет продвижение всех в экологической грамотности. Именно молодым приходят в голову идеи проектирования бесприродного технического мира, бескислородной техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и др., сегодня еще не совсем воспринимаем их технологии. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Познавательно о обучении:

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминам ...

Индивидуальные особенности памяти дошкольников, их развитие в процессе обучения
Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. В наибольшей степени ...

Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов
На итоговом занятии в 6 «Б» и 7 «А» классах присутствовало по 13 человек. Для проведения исследования уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов учащимся 7 «А» класса было предложено рассказать по составленному нами плану о себе, своих увлечениях, любимы ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru