В образовательных сферах, использующих инфокоммуникационные технологии, метод проектов начал использоваться более 10 лет назад. Но идеи метода проектов восходят к ряду образовательных идей второй половины 19 века. В аналитических исследованиях этот период традиционно связывают с пересмотром теоретических основ образования. Чрезвычайно любопытной представляется причина этого пересмотра - неадекватность уровня развития педагогической мысли и реально существующих образовательных систем.
Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.
В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Ряд независимо проведенных исследований во Франции (А. Бине), в Германии (В.А. Лай, Э. Мейман), в Швейцарии (Э. Клапаред), в Бельгии (О. Декроли), в США (Э.Торндайк) и др. привели к близким результатам. Итоги исследований, говоря словами А. Бине, позволили выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы, изучая ее, с математической точностью определить то воспитательное воздействие, которому он должен быть подвержен.
Как явление, под таким названием, метод проектов появился в начале 20 века в сельскохозяйственных школах США. Уже оттуда он был перенесен в общеобразовательные школы. Кроме того, в США в это время появлялись все новые и новые экспериментальные школы, в числе которых были школа Е. Коллингса в штате Миссури, опытные школы в г. Винетке, начальные классы школы им. Линкольна при Колумбийском университете (Нью-Йорк), школа Маргариты Науберг, поименованная сначала Детской, а затем - Уолденской и основанная на педагогических идеях Марии Монтессори, Игровая школа Каролины Пратт и многие другие. При всем разнообразии форм и методов, применяемых в этих школах, можно выделить некоторое общее ядро. Суть его в том, что принципы развивающего обучения созидательной деятельностью, взятые в качестве базовых, фактически предвосхитили идеи проектной культуры и воспитания основ проектного мышления. Девиз и цель этих творческих поисков - "помочь каждому ребенку развить свои личные и общественные склонности", что ориентировало на максимальную индивидуализацию обучения и реализовывало в определенной степени проектные подходы. Интересно посмотреть с современных позиций на три базовых принципа, "три кита" работы Елены Паркхест, преподававшей в школе с совместным обучением в г. Дальтоне:
свобода ребенка;
взаимодействие его с группой детей;
гибкое распределение учебного времени.
Декларированная и реально предоставляемая учащемуся свобода, обеспечивалась возможностью выбирать для себя собственный темп обучения. Реализация второго декларированного принципа осуществлялась контактами в разновозрастных группах. Полное отсутствие жесткого контроля в распределении учебного времени снимало психологический прессинг и повышало личную ответственность каждого за использование времени. И хотя предметы в этой школе ранжировались как основные и не основные, метод проектов (как тогда его понимали) неуклонно применялся в изучении всех предметов. Последовательное знакомство с примерами использования метода проектов в работе этих учебных заведений позволило выделить значимые для педагогики положительные его стороны:
направленность на индивидуализацию обучения;
активизацию учения;
стимулирование инициативы и роста творческих возможностей.
Безусловное, современный аналитический взгляд на педагогику метода проектов в начальной его реализации, выявляет и слабые стороны этого метода:
Познавательно о обучении:
Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности д ...
Роль и место раздела «Интерьер жилого дома» в обучении технологии
Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Интерьер жилого дома», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструме ...
Янош Больяй
В семье венгерского математика Фаркаша Больяй родился сын Янош 15 декабря 1802 года в местечке Коловожар, ныне Клуж Напока. С детских лет сын мечтал продолжить работу отца, который занимался проблемами геометрии, пытался доказать пятый постулат Евклида. Еще будучи студентом Военно-инженерной академ ...