2 этап включает в себя ряд упражнений, таких как «Профессия на букву…»; «Аукцион»; «Цепочка профессий». Целью, которых являлось расширение знаний о мире профессий.
Больше всего, конечно, детям нравились игры, несмотря на то, что они носили больше познавательный характер, чем развлекательный. Подросткам была интересна игра «Профессия на букву…», где им необходимо было называть профессии на какую – то конкретную букву (например, на буквы К, П, А и т.д.). Многие начинали фантазировать, придумывали какие – то новые профессии, либо существующим давали новые названия.
Упражнение «Аукцион» понравилось детям больше остальных. Они с удовольствием называли профессии, связанные с там или иным предметом, хотя не всегда и правильно.
Упражнение «Цепочка профессий» используется для развития умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе, но ведь такие характеристики могут встречаться во многих профессиях. Данное упражнение вызвало у детей большие затруднения, так как им было сложно находить общее между разными профессиями. Каждая цепочка состояла из 2 или 3 профессий.
3 этап представляет собой проведение игры «Кем быть?».
Задачи:
активизировать профессиональное самоопределение участников;
дать возможность участникам соотнести свои возможности с требованиями различных профессий.
В данной игре подростки закрепили знания о профессиях, соотнесли свои возможности с требованиями различных профессий.
На четвертом этапе нами была проведена дискуссия на тему: «Как стать хорошим специалистом». Детям было предложено поразмышлять над тем, что необходимо, чтобы стать хорошим специалистом. В основном в дискуссии приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет. По мнению детей, чтобы стать хорошим специалистом, необходимо получить образование по данной профессии, иметь способности, хорошую зарплату, интерес к работе, желание работать. Целью данного мероприятия было помочь детям определить основные условия успешности в профессиональной деятельности.
Для того, чтобы определить значение проведенной работы по профессиональной реабилитации, после реализации программы «Мои профессиональные перспективы», подросткам было предложено повторно ответить на вопросы анкеты «Я и профессия», в котором приняли участие подростки как экспериментальной, так и контрольной групп. Данные в контрольной группе остались прежними, поэтому все количественные и качественные изменения свидетельствуют об изменениях в экспериментальной группе.
На продолжение высказывания «работа – это…», были получены следующие варианты ответов: заработать деньги – 63,3%, любимое и интересное занятие – 26,7%, то, чем я занимаюсь в жизни – 10%.
В экспериментальной группе – увеличился процент детей, желающих иметь работу интересную для себя.
Результаты по вопросу: С кем бы больше общаетесь, не изменились. По - прежнему существует большая вероятность влияния друзей при выборе профессии.
Данные по вопросам: Назовите известные вам профессии и черты характера, которыми должен обладать человек определенной профессии, экспериментальной группы отображены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты эксперимента
вопросы |
На начало эксперимента |
На конец эксперимента |
Назовите известные вам профессии |
Ни одной – 4человека От 2 до 3 – 11человек |
Ни одной – 0человек От 2 до 3 – 12человек От 3 до 5 – 3человека |
Назовите черты характера, которыми должен обладать человек определенной профессии |
1 черта – 7человека От 1 до 2 – 6 человек 3 черты – 2человека |
1 черта – 4человека От 1 до 2 – 8 человек От 3 до 4 – 3 человека |
Познавательно о обучении:
Дифференцированный
подход к организации контроля
Как отмечалось ранее, в настоящее время принципиальные изменения в школе связаны с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциации. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям ...
Психолого-педагогические особенности старшего
школьного возраста
Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Более реальн ...
Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...