а) четкость определения объема и уровня усвоения знаний учащимися факты, законы, теории, уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания, уровень применения в ситуациях по образцу, уровень применения знаний в измененных ситуациях, уровень применения знаний в новых ситуациях, самостоятельное применение знаний в разнообразных ситуациях);
б) четкость определения уровня формирования умений учащихся;
в) определение конкретных пробелов в знаниях, умениях учащихся;
г) диагностичность цели (четко ли выделены в ней конечные результаты урока):
д) преемственность в постановке цели (связи с предшествующими и последующими учебными занятиями).
2. Определение типа урока и установление соответствия логики урока его типу.
3. Определение микроструктуры урока.
4. Выделение главного этапа урока.
5. Оценить каждый этап урока его микроструктуру с точки зрения установления связей: дидактическая задача — содержание — методы и приемы обучения формы организации познавательной деятельности учащихся - конечный (реальный) результат:
а) формулирование дидактической задачи этапа;
б) установление степени соответствия содержания дидактической задачи (соответствует, не соответствует по некоторым аспектам, практически не соответствует, т. к .);
в) установление степени соответствия используемых методов, приемов обучения, форм организации УПД учащихся дидактической задаче и содержанию этапа (обеспечили взаимодействие учителя и учащегося в процессе реализации дидактической задачи, обеспечили частично, практически не обеспечили, так как .);
г) позволили ли методы обучения, формы организации познавательной деятельности включить большинство учащихся в активную познавательную деятельность (какие?);
д)какой характер деятельности учащихся преобладал (репродуктивный, частично-поисковый, творческий);
е)какой стиль взаимодействия в системе «учитель-ученик» (авторитарный, диалогический);
ж) обеспечили указанные обстоятельства реализацию дидактической задачи этапа, каков реальный результат (вывод);
з) обеспечен ли переход к следующему этапу урока:
Организационный этап:
- готов ли класс к уроку;
Проверка выполнения д/з и всесторонняя глубокая проверка знаний:
- выявлен ли уровень выполнения д/з у большинства учащихся (какие задания и вопросы предлагались учащимся, позволили ли они выявить уровень сформированности умений анализировать (из каких элементов состоит задание, что представляет собой определенное понятие, в чем заключается доказательство, каково строение текста, позволили ли они выявить уровень осмысления материала, сравнения, подведения под понятие, классификации; имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях мышления);
- определены ли типичные недостатки в знаниях учащихся и причины их появления;
- ликвидированы ли обнаруженные недостатки;
Подготовка к активной УПД на основном этапе урока:
- сформулирована ли цель урока в действиях учащихся;
- сформулирована ли цель урока вместе с учащимися;
- актуализированы ли опорные знания и умения (какие?);
Изучение нового материала:
-выделено ли главное в изучаемом материале (что именно?), в какой форме;
-структурировано ли содержание;
-выделены ли основные признаки изучаемых познавательных объектов;
-установлены ли разнообразные связи между частями изучаемого материала;
- акцентировано ли внимание учащихся на способах получения того или иного вывода;
- предлагается ли методика воспроизведения изучаемого материала.
Первичная проверка понимания нового материала:
- предлагались ли вопросы на установление учащимися связи между различными частями учебного материала;
- позволили ли вопросы, предлагаемые учителем, выявить неясности осмысления (какие?);
- соответствуют ли вопросы, предъявляемые к учащимся, реальным возможностям школьников.
Закрепление знаний и применение знаний:
- воспроизведены ли учащимися основные признаки изученных знаний. Связи между ними;
- позволила ли система вопросов выявить типичные пробелы в знаниях учащихся, несформированность приемов умственной деятельности (какие вопросы?);
- организована ли деятельность учащихся по применению знаний в различных ситуациях (какие задания предлагались, лежит ли в основе этих упражнений четко спланированная последовательность действий);
- дополнено ли уже усвоенное учащимися новыми связями (какими?).
Обобщение и систематизация знаний:
- выделены ли учащимися наиболее существенные понятия, факты, закономерности в изученном учебном материале (какие?);
- установлены ли учащимися причинно-следственные и другие связи между знаниями (какие?);
Познавательно о обучении:
Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках
технологии
Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии позволил нам определить необходимость включения в процесс дифференцированного подхода к учащимся. Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Способные дети могут прове ...
Обучение старшеклассников работе с текстовым
процессором с учетом методов психологического воздействия
Главной особенностью обучения работе с текстовым процессором в старших классах является отсутствие новизны темы. Каждый ученик, так или иначе, уже сталкивался с проблемой создания текстового документа по средствам одного из текстовых процессоров. Как правило, начиная с седьмого-восьмого класса, уча ...
Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя.
Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...