- подготовка иллюстраций (фотографий, рисунков, скетчей, анимационных эффектов и пр.);
- запись аудиосопровождения;
- подбор или съёмки видеоматериалов.
Главная задача разработчика на этом этапе – убедиться, что электронные учебные материалы реализуются в полном соответствии с принятым сценарием. По мере того как программа «оживает», разработчики могут заметить отдельные недочёты или просчёты, допущенные ими на предыдущем этапе. Иногда эти недочёты можно исправить на этапе создания бета-версии, оперативно внося соответствующие изменения в рабочий сценарий.
Результатом выполнения третьего этапа является бета-версия электронных учебных материалов.
Четвёртый этап: Оценка и доработка учебных материалов
Бета-версия электронных учебных материалов завершена. Прежде чем передать подготовленный материал обучаемым, надо провести его оценку, дабы убедиться, что учебное средство выполняет своё назначение.
Один из способов такой оценки – экспертиза. Экспертиза сравнительно дешева, её сравнительно просто организовать, она не занимает продолжительного времени. Однако качество экспертной оценки существенно зависит от квалификации и качества работы приглашённых экспертов.
Более надёжный путь – педагогический эксперимент, в ходе которого электронные учебные материалы используют для подготовки группы обучаемых. Если эксперимент достаточно полно воспроизводит условия будущего использования электронных учебных материалов, он может дать полную и достоверную информацию о сильных и слабых сторонах разработанного программного продукта.
Оценка разработанных учебных материалов с рекомендациями по её доработке и/или особенностями использования служит основанием для подготовки рабочей (итоговой) версии продукта.
Результатом выполнения четвёртого этапа является рабочая версия электронных учебных материалов.
Пятый этап: Сопровождение и развитие учебных материалов
Разработка электронных учебных материалов успешно завершена. Окончательная рабочая версия передана потребителям, которые используют её по назначению. Теперь у вас появилась возможность оценить, насколько практична и полезна выполненная разработка. Если учебные материалы непрактичны и не выполняют связанных с ними ожиданий, о них достаточно скоро забудут, и вам не придётся их сопровождать. Однако, если вы создали действительно полезное учебное средство, вам придётся не только время от времени решать мелкие технические вопросы, возникающие по ходу их эксплуатации, но неоднократно возвращаться к их содержанию, выпускать необходимые дополнения, специальные редакции и т.п. Продолжительность последнего, пятого этапа зависит от интенсивности «старения» содержания электронных учебных материалов. По мере того как содержание обучения будет морально устаревать, и/или изменятся условия применения (например, появится широкополосный Интернет), возникнет необходимость подготовки новых версий или создания новых учебных курсов с использованием имеющихся наработок.
Результат выполнения пятого этапа – новые рабочие версии электронных учебных материалов.
Разработка сценария электронных учебных материалов
Цели обучения поставлены, ожидаемые результаты определены, можно приступать к работе над сценарием электронных учебных материалов.
На первом шаге разработчики пытаются представить себе учебный процесс в целом, готовят и отрабатывают типовые решения, которые будут многократно использоваться в процессе создания материалов. Здесь приходится одновременно учитывать множество различных факторов. Рассмотрим общие (теоретические) представления, которые принимает во внимание педагогический дизайнер, а затем рассмотрим отдельные шаги разработки сценария.
В ходе знакомства с теоретическими представлениями (первые четыре пункта) выполняется:
- знакомство с тремя подходами к созданию электронных учебных материалов,
- знакомство с рекомендациями, которые дают педагогическому дизайнеру специалисты в области теории обучения,
- чтение рекомендации по подготовке учебных текстов,
- знакомство с особенностями изложения элементов учебного материала.
Познавательно о обучении:
Занимательность при обучении математике
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми мате ...
Знакомство с инструментом
Ребёнок разучивает пьески «с рук» педагога, еще не зная ни нотной грамоты, ни клавиатуры, он уже имеет возможность музицировать вместе с педагогом, слышать на уроке не только одноголосную, но полнозвучную музыку и самому в создании этой музыки участвовать. Это очень важный момент, который позволяет ...
Основные понятия и принципы сопровождения
История зарождения в системе образования системы комплексной помощи ребёнку в развитии одновременно может характеризоваться как многолетняя, насчитывающая более двух веков и очень короткая - всего 10-15 лет. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специали ...