4-я степень – «Успехи хорошие». Ученик отчётливо знает преподанное ему учение: он умеет изъяснять все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая.
Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень – «Успехи отличные». Ученик владеет наукой: весьма ясно и определённо отвечает на вопросы, легко сравнивает отдалённые точки учения, с проницательностью, довольно изощрённой упражнениями, разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, в которых сомневаться должно, и что можно возразить против теории.
Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в сочетании с пламенной любовью к наукам, а, следовательно, и с неутомимым прилежанием, может подняться на такую высоту в области знания.
Итак, была рассмотрена таксономия целей обучения. Обучающие программы часто справедливо упрекают за то, что они направлены на достижение целей нижнего уровня – уровня знания. Очевидно, что сами по себе знания редко представляют самостоятельный интерес (вспомните о «многознании без разума»). Для современного производства нужны исполнители, которые обучены достигать цели, относящиеся к верхним уровням классификации Блюма.
Таксономия Блюма имеет много практических применений. В частности, она может помочь дизайнеру при анализе результатов определения целей обучения. Закончив подготовку списка целей обучения, отметьте, к какому уровню таксономии относится каждая из выделенных целей. Большая группа целей (назовём их «Группа-1») относится к уровню 1 или 2(знание или понимание). Убедитесь, что каждая цель из «Группы-1» данного раздела учебного материала выступает в качестве подцели для одной из целей более высокого уровня. Могут найтись такие цели («Группа-1.1»), для которых это не выполняется. Возможно, достижение целей из «Группы-1.1» является пропедевтикой, необходимой для изучения других разделов. Если и это не так, стремление достичь эти цели с помощью планируемого учебного материала может оказаться неоправданным.
Второй этап: Разработка сценария электронных учебных материалов
Итак, цели и ожидаемые результаты обучения определены. Теперь можно приступать ко второму этапу – разработка сценария. Сценарий – это «рабочий чертёж» будущих учебных материалов, последовательное и пробное описание работы компьютерной программы. Сценарий фактически определяет её педагогическую ценность. Разрабатывать электронные учебные материалы без сценария – то же самое, что строить самолёт без чертежа. Работу над сценарием обычно разбивают на два шага:
- подготовка демонстрационной версии учебных материалов;
- подготовка рабочего сценария учебных материалов.
На первом шаге (при подготовке демонстрационной версии) определяется и утверждается внешний вид типовых экранов (таких, как «изложение материала», «демонстрация», «упражнение», «контрольные вопросы», «конспект», и др.) и готовится небольшой фрагмент учебных материалов, который позволяет представить, как будет выглядеть окончательный курс. Главное на этом шаге – уточнение технических требований к будущему курсу.
Результатом первого шага является демонстрационная версия электронных учебных материалов – небольшой фрагмент курса, который включает все типовые экраны.
На втором шаге (при подготовке рабочего сценария) идёт создание сценария, его экспертная оценка, корректировка и окончательное редактирование. Подробнее об этом речь пойдёт в следующем разделе.
Главным результатом второго этапа разработки электронных учебных материалов является законченный рабочий сценарий.
Третий этап: Подготовка бета-версии учебных материалов
Итак, сценарий подготовлен, проверен и утверждён. Следующий, третий этап часто называют «Программирование», или «Подготовка бета-версии электронных учебных материалов». Последнее название ближе к сути дела. Обычно программирование составляет меньшую часть всего объёма работ, а большую часть составляет подготовка графических, видео- и аудиоматериалов, тестирование и редактирование отдельных разделов создаваемого учебного средства. Если электронные учебные материалы включают компьютерные модели изучаемых процессов и явлений, программирование может вылиться в самостоятельную задачу (особенно в тех случаях, когда это достаточно сложные модели). Если же подобных моделей нет, а разработчики используют современные средства автоматизации создания учебных материалов – например, УНИАР-Продюсер или УНИАР-Билдер, MacroMedia Director и т.п., - программирование превращается в рутинную задачу. При подготовке бета-версии учебных материалов много внимания требуют такие вопросы, как:
Познавательно о обучении:
Организация и методы изучения воображения
Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г. ...
Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...
Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...