Для исправления ошибок используют такие приемы, как образец грамматически правильной речи, объяснение, вопросы, поручения, одобрения.
Образец грамматически правильной речи воспитателя является одним из основных приемов обучения. Его используют и на занятиях и в повседневной жизни.
Поручение словесного характера используют для того, чтобы научить детей правильно строить предложения. Например, воспитатель поручает ребенку пойти к няне и попросить у нее лейку. «Ваня, сходи к Ирине Васильевне и скажи: «Дайте, пожалуйста, мне лейку, которой мы вчера поливали.» ребенок должен повторить предложение перед тем, как выполнить поручение. Воспитатель, зная особенности речи детей своей группы, заранее планирует, кому какие поручения давать.
Можно составить рассказ со словом, в котором попадается ошибка. Например, ребенок изменял слово радио. Воспитатель составляет для него рассказ с этим словом. Потом дает поручение; «Катя, теперь ты расскажи про радио Вере». Ребенок рассказывает, воспитатель контролирует.
Полезный также прием одобрения правильного ответа детей, сопоставление правильного и неправильного. Например, воспитатель говорит: «Петя все время употребляет ненужное слово «значит», а Оля правильно разговаривает. Послушайте, дети, кто лучше говорит?» дети отвечают. «Ты, Петя, обязательно пытайся в следующий раз правильно рассказывать, не употребляя слово «значит». Этим приемом воспитатель привлекает внимание детей к слову, воспитывает желание говорить правильно, приучает их контролировать речь.
Вопросы воспитателя как прием обучения дошкольников используют во всех возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Этому приему большое внимание уделял К.Д. Ушинский, уточняя, что сначала вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них были как можно легче… С развитием детей изменяются и сами вопросы – изменяются так, чтобы ответы на них были все сложнее; сначала отдельные слова, затем небольшие предложения.
Е.И. Тихеева также отмечала, что умение ставить вопрос – дело нелегкое. Формируя грамматически правильную речь детей в младшем дошкольном возрасте, воспитатель должен удачно подбирать вопросы, склонять детей к полным ответам.
Вопросы делятся на две группы
↓ ↓
основные дополнительные
К основной группе принадлежат:
а) вопросы, которые требуют простой констатации, названия, описи известного материала (кто? что? как? какой?). Они помогают ребенку вспомнить увиденное, пережитое и требуют от него своеобразного построения ответа – однословных, двухсловных или многословных простых распространенных предложений;
б) вопросы, которые требуют установления причинных связей, умозаключений, обобщений (почему? для чего? из-за чего?), а значит, сложные ответы – построения сложноподчиненных предложений. Работая с детьми, воспитатель должна использовать обе группы вопросов.
Дополнительные вопросы делятся на наводящие и подсказывающие, что приобретают важного значения в обучении детей правильного построения предложения, особенно тогда, когда дети дают однословные ответы.
Каждый вопрос воспитателя должен быть продуманным. Он не должен предвидеть ответы «да» или «нет», чтоб дети не приучались отвечать одним словом. Следует совсем избегать на занятиях вопросов типа «Вам понравилась сказка?», потому что они не дают возможности детям высказывать свое мнение о повести или сказке.
Познавательно о обучении:
Понятие «метод», «прием», «учебная
деятельность». Исследования по данной проблеме
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. ...
Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей
дошкольного возраста
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависи ...
Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной
коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...