· соматогностические
нарушения;
· нарушения зрительного гнозиса;
· нарушения пространственного гнозиса;
· нарушения слухового гнозиса;
· методы восстановления и коррекции при нарушении внимания;
· методы направленные на развитие зрительной памяти;
· методики предназначенные для развития и коррекции тактильной и двигательной памяти;
· «перевод из слуховой в зрительную модальность»;
· методы восстановления и коррекции нарушения мышления;
· упражнения для развития диалектического мышления;
· упражнения для развития функционального мышления;
· упражнения для развития синергетического мышления;
· упражнения на развитие пространственной ориентации на математическом материале;
· коррекция нарушений праксиса;
· упражнения для развития графических способностей;
· упражнения для стабилизации функционирования энергетического блока, улучшения функционирования глубинных образований мозга;
Дефекты письменной речи у детей часто носили не локальный, а сложный системный характер и причины лежали не столько в сфере психических процессов, сколько в сфере их взаимодействия. Поэтому почти на каждом логопедическом занятии по преодолению проблем письма уделялось большое внимание кинезиологическим упражнениям. Как известно, кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Цели, достигаемые при помощи кинезиологических упражнений следующие:
· развитие межполушарных специализаций;
· развитие межполушарных взаимодействий;
· синхронизация работы полушарий мозга;
· развитие мелкой моторики;
· развитие памяти и внимания.
В нашей практике в начале логопедического занятия вместе с артикуляционными упражнениями оказались эффективными и такие кинезиологические упражнения, как: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечки».
Во время физической паузы наряду с динамическими упражнениями мы использовали: «Растяжки», «Ухо-нос», «Змейки», «Восьмерки».
В отличие от традиционных методов воздействия на ребенка, которые не всегда приводят к устойчиво - положительным результатам, так как они не устраняют первопричину нарушений, метод кинезиологическогой коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Это позволяло не только снять отдельные симптомы, но и улучшить функционирование психических процессов.
Применяя в коррекционной работе личностно-ориентированный подход с учетом нейропсихологических данных, мы получили положительную динамику в преодолении проблем письма.
Так, при оптической дисграфии из 7 учащихся 2-3 классов полностью исчезли ошибки у 5 учащихся, а у 2-х учащихся ошибки возникали только при усложненных условиях письма (быстрый темп, отвлекающие моменты). У 5 учащихся с графомоторной дисграфией почерк стал разборчивым.
Подход в обучении, ориентированный на самого ученика, на его психофизические особенности с учетом данных нейропсихологического обследования позволял разработать эффективные пути обучения детей с дисграфиями эклектичного характера.
3) Коррекционную работу по формированию лексико-грамматических категорий у детей-билингвов (специальная авторская программа курса занятий для двуязычных детей Н.А.Румега, рекомендации Т.А.Ткаченко).
Основные задачи коррекционной работы:
· обогащать и уточнять словарный запас детей;
· формировать навыки словообразования и словоизменения;
· учить произносить слова различной слоговой сложности;
· обучать правильному согласованию различных частей речи;
· отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
· обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
· учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;
· воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.
Кроме этого, полезными были разнообразные речевые игры. Они позволяли в занимательной форме отрабатывать многие навыки и избегать появления у ребёнка негативного отношения к занятиям.
4) Оригинальную систему коррекционных упражнений по снижению уровня языковой интерференции. В нее входили:
- упражнения, предусматривающие анализ и сопоставление специфичных для каждого языка речевых конструкций, вызывающих у учащихся наибольшие трудности;
- тренинговые упражнения - имитативные, подстановочные, вопросно-ответные, трансформационные, упражнения по образцу и т.п.;
- упражнения на снятие языковой интерференции в развернутой речи, то есть репродуктивные упражнения (пересказ, пересказ с элементами трансформации);
- репродуктивно-продуктивные (составление диалогов, коротких текстов по образцам), продуктивные (ситуативные, коммуникативные).
Познавательно о обучении:
Содержание и методика изучения формирования грамматической стороны речи
детей 5-го года жизни
Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности грамматически правильной речи детей у младших дошкольников. Исследовательская экспериментальная работа проводилась на ДУЗ «Солнышко» в селе Табачное, в группе младшего дошкольного возраста. На момент констатирующего экспер ...
Система детских садов в Японии
Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Со ...
Комиксы в детских журналах
Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о ...