Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определенную матрицу эмоциональных стереотипов.
«Праздник - это повод проявить себя и выразить внимание к другим людям, вступить с ними в неформальный, эмоционально окрашенный контакт». Дети с помощью праздника могут не только проявить активность, но и ощутить свободу самовыражения, как бы отдохнуть от школьных правил, дисциплины, напряженности учебных будней; праздник предоставляет детям некоторые суверенные права и свободы. В процессе праздника у ребенка формируется уважительное отношение к себе, посредством собственной активности преодолеваются личные недостатки. Детский праздник - важный фактор интеллектуального и физического развития детей.
«Во время праздника дети активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и оказывают влияние и на настоящую, и на всю последующую жизнь. Детский праздник способствует самореализации ребенка, благоприятен для формирования возвышенных общечеловеческих идеалов и выработки системы предпочтений. Праздничная среда – это сфера социализации».
В психологических словарях статус определяется следующим образом: «Статус – положение субъекта в межличностных отношениях, определяющее его права, обязанности и привилегии».
«Под школьным статусом предлагается понимать соотносительное положение ребенка в системе школьных прав и обязанностей, которое определяется:
1) системой прав и обязанностей школьника и нормами школьной жизни;
2) реальным обеспечением этой системы, как со стороны ученика, так и со стороны учителя;
3) Переживанием ребенком своего положения».
«Поступает ребенок в школу с желанием или нет - в любом случае он становится школьником, и все его отношения к людям и к себе определяются теперь этим новым статусом. Психическое самочувствие его начинает зависеть оттого, как он справляется со своими школьными обязанностями. Придя в класс, ребенок сталкивается, прежде всего, с жесткими требованиями, нормами и правилами, по которым устроена школьная жизнь. Причем эти нормы одинаковы для всех детей, исполнение их обязательно и не зависит от индивидуальных особенностей. Часть из них служит организации индивидуальной деятельности ученика и направлена на повышение ее продуктивности (расположение учебных принадлежностей на парте, ведение записей в тетрадях, требования к осанке и т.д.).
Другую группу составляют правила, направленные на урегулирование отношений учеников между собой и с учителем (вхождение и выход из класса в определенном порядке, обязательное приветствие учителя в начале урока, поднимание руки, запрет на разговоры с соседом и перемещение по классу и т.д.).
При благополучном вхождении ребенка в школьную жизнь, т.е. тогда, когда ребенок располагает ресурсом, достаточным для совместного с учителем построения системы отношений, у психолога нет необходимости обращаться к основаниям действий взрослого и ребенка». С нашей точки зрения этот ресурс ребенок может обнаружить в празднике.
Неблагополучие ребёнка в классе, низкий социальный статус формирует низкую самооценку, провоцирует неблагополучие во всех сферах деятельности, в которые ребёнок включён через межличностное взаимодействие, прежде всего, в учебной деятельности. Праздник является неотъемлемой частью жизни детей младшего школьного возраста. Именно праздник побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Он же помогает ребенку приобрести социально- личностную позицию ученика в классе и ведет к неуклонному возрастанию его самооценки. Когда ребёнок включён в группу, он имеет хорошую психологическую защиту и возможность саморегуляции саморазвития. Социальный статус во многом определяет социальное самочувствие ребёнка, а, следовательно, успешность протекания его адаптации к школе.
Познавательно о обучении:
Нарушения связной речи
В работах многих авторов /М.Ф. Гнездилов, С.Н. Комской, Л.С. Вавиной, В.А. Гордиенко, С.Ю. Ильиной и др./ отмечается, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этап ...
Индивидуальные особенности памяти дошкольников, их развитие в процессе
обучения
Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. В наибольшей степени ...
Развитие эмоций и воли в онтогенезе
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, ...