Применение имитационных игр и их влияние на социально-психологические особенности личности студентов

Новая педагогика » Имитационные игры как современный способ обучения » Применение имитационных игр и их влияние на социально-психологические особенности личности студентов

Страница 1

В последнее время имитационные игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Имитационные игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются имитационные игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и испробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе.

Несомненное преимущество деловых игр перед традиционными формами обучения состоит в том, что они требуют активности со стороны каждого участника, увлекают сильнее, чем любые другие методы обучения, снимают эмоциональные барьеры и способствуют преодолению различных форм психологической защиты. В игровой ситуации выявляются индивидуальные способности к принятию ответственных решений в напряженной обстановке, к эффективному использованию должностных полномочий. Однако главным достоинством этого метода является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца. Деловая игра, аккумулируя время, снимает ограничения, накладываемые долговременной памятью, позволяет произвести более глубокий причинно-следственный анализ ситуации. Метод включает в себя содержательный анализ фактора времени, для этого во многие игры вставляются временные лаги, чтобы решения принимались за несколько периодов до того, когда ожидается ситуация, где начинают реализовываться последствия этих решений.

В деловой игре скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности учащихся. Во-первых, игры создают условия для совместной деятельности студента и преподавателя. Во-вторых, активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным. В-третьих, игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание. В - четвертых, в игре студент мобилизует весь свой опыт, знания, умения, навыки. И, наконец, в - пятых, сам процесс игры предлагает творческую активность субъекта-обучающегося, перед которым поставлена цель.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

осознание собственного роста, продвижения в познании выбранной профессии, осознавание ответственности за собственные достижения и себя самого в профессии;

радость овладения более совершенными способами деятельности, усиление познавательной и профессиональной мотивации;

удовольствие от процесса познавательной деятельности;

чувство собственного достоинства, повышение самооценки за счет решения практических задач.

Особенностями игры в этом возрастном диапазоне является нацеленность на самоутверждение перед обществом, обостренная потребность в создании своего собственного мира, стремление к профессиональному становлению. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели .

Путем введения в обучение имитационных игр решаются проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески-преобразующего отношения к окружающей действительности. С точки зрения А.А. Тюкова (2000) процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образцов, сколько процессом управления развитием личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Говорение как вид речевой деятельности. Понятие говорения
Основной целью обучения иностранному языку в школе в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современному человеку, является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Достижение данной цели невозможно ...

Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...

Изучение уровня обмена веществ у учащейся молодежи
Эксперимент проводился на базе кафедры Биологии и биологического образования ЕГФ БГПУ им М.Акмуллы. в эксперименте участвовали 22 человека: 11 юношей и 11 девушек – студентов в возарсте 20 -21 год, проживающих в общежитии г.Уфы. Исследовали уровень основного обмена с помощью расчетных таблиц Бенеди ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru