Основные пункты Болонского процесса:
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры, между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
5. Содействие изучению общеевропейских проблем.
К Болонской системе в России относятся крайне неоднозначно.
Ректор МГУ Виктор Садовничий:
– Приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов:
– С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе, – профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой – в вузах идет сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса: открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе. Это сопротивление – болезненный признак, российская система образования – одна из самых закрытых для потребителей в мире.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:
– Применение у нас Болонской системы – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько – вопрос пока нерешенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам.
Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов:
– Полагаю, что в России время теоретизирования на эту тему закончено, пора переходить к практическим действиям и технологиям. Негосударственным вузам, которые в большинстве своём гуманитарные, по сравнению с классическими техническими, военными и медицинскими, будет легче переходить на Болонскую систему. И негосударственный образовательный сектор уже сделал немало шагов на пути к Болонскому процессу. В том числе – Российский новый университет, который стал организатором целого ряда международных конференций, посвященных новой двухуровневой системе образования.
На днях РосНОУ посетил ведущий эксперт по проблемам Болонского процесса в Германии Вольфганг Ройтер. По его словам, Германия не торопится всецело отдаваться Болонскому процессу, предпочитая подход индивидуальный для вузов и достаточно протяженный во времени. А поскольку у российской высшей школы много общего с немецкой, основанной Гумбольдтом, то и России есть смысл применить подобный подход.
Проректор РУДН Александр Ефремов:
– Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения. Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии.
Председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович:
– В Италии, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень – колледжи, не окончив которые, невозможно поступить в институты. Нечто подобное придется вводить и в России. Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей.
Декан факультета экономики МГУ Василий Колесов:
– Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.
Студент МГИМО Роман Дмитриев:
– Среди достоинств Болонской системы возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы. При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена – 15–20 тысяч долларов. В принципе мы, студенты, могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману.
Познавательно о обучении:
Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для
работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это - большой си ...
Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывает ...
Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножни ...