Результаты и анализ использования метода проектов старшеклассниками на уроках технологии позволил нам определить необходимость включения в процесс дифференцированного подхода к учащимся.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта. В этом случае преподаватель решает это индивидуально с учащимися ( таб.3)
Таб. 3
Требования, предъявляемые к учащимся при работе над проектом
решение проблем |
при работе над проектом учащийся: | |||||||||
уровень1 |
уровень 2 |
уровень 3 |
уровень 4 | |||||||
Постановка проблемы |
- называет причины, по которым он приступил к работе над конкретным проектом. |
- описывает идеальную с его точки зрения (желаемую) ситуацию, - указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации. |
- самостоятельно формулирует противоречие между реальной и идеальной ситуацией, обращая его в проблему с помощью учителя, - указывает на причины существования проблемы. |
- самостоятельно формулирует проблему на основе анализа ситуации; - указывает на возможные последствия существования проблемы, - называет тех субъектов, которые могут быть заинтересованы в решении проблемы. | ||||||
Целеполагание и планирование |
- демонстрирует понимание цели проекта, выработанной совместно с учителем, - расставляет в хронологической последовательности шаги (действия), которые необходимо сделать для достижения цели проекта, - дает описание продукта, который будет получен в результате реализации проекта. |
- самостоятельно ставит задачи на основе цели, сформулированной с помощью учителя, - дает полную характеристику продукта своей деятельности в рамках проекта, - контролирует соблюдение последовательности действий. |
- самостоятельно ставит цель проекта на основании проблемы, - самостоятельно определяет, какие действия следует предпринять для решения задач на основе общего подхода (стратегии, технологии), выработанного совместно с учителем, - определяет внешнюю (социальную, научную и т.п.) потребность в планируемом продукте, - оценивает промежуточные результаты. |
- предлагает стратегию (технологию, процедуру) достижения цели на основе анализа альтернатив; - анализирует необходимые ресурсы, - прогнозирует последствия появления продукта, - корректирует план на основании оценки промежуточных результатов. | ||||||
Оценка результата |
- сравнивает полученный продукт с его описанием, - определяет, какие новые знания он получил в рамках реализации проекта, - определяет, какие действия по проекту вызвали трудности и почему. |
- определяет соответствие полученного продукта запланированному на основе заранее заданных ему критериев, - определяет, как изменились его интересы, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта, - обосновывает, что из своего замысла ему удалось реализовать полностью, в чем не достиг успеха и почему. |
- разрабатывает критерии оценки качества полученного продукта, оценивает продукт по этим критериям, - дает рекомендации по использованию полученного продукта,- определяет, какие новые способы деятельности он освоил при реализации проекта. - обоснованно указывает на сильные стороны своей работы, анализирует причины неудач. |
- определяет возможные дальнейшие действия, связанные с полученным продуктом, - определяет, в чем состоят его основные личные достижения при работе над проектом, - предлагает пути преодоления трудностей и снижения риска неудачи в дальнейшем, - оценивает степень достижения цели выступления на основе обратной связи с аудиторией. | ||||||
работа с информацией |
при работе над проектом учащийся: | |||||||||
уровень 1 |
уровень 2 |
уровень 3 |
уровень 4 | |||||||
Поиск информации |
- задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для того или иного действия в рамках проекта, - следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем. |
- определяет, какие его знания могут быть использованы при работе над проектом, - определяет «белые пятна» в имеющейся информации, - демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель), - использует бумажные и электронные каталоги. |
- определяет общее направление поиска и возможные источники недостающей информации, - прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта, - формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе. |
- указывает противоречия или неполноту информации, которой он располагает на предпроектном этапе, - обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику, - вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации. | ||||||
Обработка информации |
- структурирует полученную информацию в форме и на носителях, предложенной учителем, - высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта, - делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации. |
- систематизирует и структурирует полученную информацию в соответствии с принципами, определенными совместно с учителем, - высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.), - указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями; - определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта, - использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности. |
- самостоятельно определяет структуру для размещения полученных данных и сведений, - интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта, - дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным - сопоставляет информацию, полученную из разных источников, - делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия). |
- предлагает и реализует способы проверки новой для себя или противоречивой информации, - делает аргументированный вывод на основе информации, полученной из всей совокупности источников. | ||||||
коммуникация |
При работе над проектом учащийся: | |||||||||
Уровень 1 |
Уровень 2 |
Уровень 3 |
Уровень 4 | |||||||
Письменная коммуникация |
- соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем, |
- демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.),- соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем. |
- определяет цель и аудиторию для предъявления информации, - использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме). |
- самостоятельно определяет адекватные форму и структуру предоставления информации и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта. | ||||||
Познавательно о обучении:
Система занятий по изобразительной деятельности для одаренных
дошкольников
Система занятий по изобразительной деятельности начинается с занятия, целью которого является отбор одаренных ребят из всей группы детей. Занятие №1 "Как пройти в город художников" Цель занятия: для воспитателя – познакомиться с художественными возможностями детей, их интересами, способно ...
Нормативно-правовая база патриотического воспитания
К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Имеются постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР", Закон ...
Обмен жиров и его нарушения
Жиры - органические соединения, входящие в состав животных и растительных тканей и состоящие в основном из триглицеридов (сложных эфиров глицерина и различных жирных кислот). Кроме того, в состав жиров входят вещества, обладающие высокой биологической активностью: фосфатиды, стерины, некоторые вита ...