В 2002 году в нашей стране принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной образовательной политики – обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности. общества и государства.
Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, — Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Таким образом, модернизация образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим те, которые относятся к общеобразовательной школе:
1) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;
3) введение единого государственного экзамена;
4) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Остановимся на одном из направлений едином государственном экзамене (ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования. Именно к этому новшеству отношение со стороны учителей, работников высшей школы и научных работников почти единодушно отрицательное.
ЕГЭ является централизованным выпускным экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным экзаменом в вузы.
Тесты как одна из форм контроля знаний, безусловно, имеют право на существование, особенно в условиях, когда за короткое время надо проверить общий уровень грамотности человека. С тестами приходится сталкиваться не только школьникам, но и взрослым людям, например, при устройстве на работу. Поэтому представлять себе особенности выполнения тестовых заданий должен любой грамотный человек.
В то же время реформа образования в ее нынешнем виде приведет к тому, что школьное образование сведется к натаскиванию на единое тестирование. Опасность увлечения тестами состоит в том, что целенаправленная подготовка к ним влияет на образ мышления человека, сильно ограничивает его возможности и уничтожает творческий характер личности. Ситуация, когда нет самостоятельного решения, а есть только выбор между предложенными кем-то вариантами ответов, хороша только для инертных, ограниченных людей. Именно таких выпускников школ мы и будем получать лет через десять, если тестирование примет единый и всеобщий характер.
Еще одно принципиальное возражение против ЕГЭ состоит в том, что он имеет существенные методологические и организационно-правовые ограничения. Даже корректно составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника думать, т.е. рассуждать и делать выводы. Совершенно очевидно, что тестирование (но не ЕГЭ!) можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае — как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию. Вузы должны сохранить большую самостоятельность в выборе правил приема абитуриентов; в частности, на время проведения эксперимента можно предоставить вузам право засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным дисциплинам.
Основными плюсами ЕГЭ можно назвать то, что он, позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования можно подавать одновременно в несколько вузов. Если выпускник не смог поступить в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью получить аттестат об окончании школы.
Познавательно о обучении:
Понятие «энергетический» и «пластический» обмен
Организм человека, как и все живые организмы, существует как открытая энергетическая система. Это значит, что организм постоянно теряет вещество в виде достаточно простых химических соединений. Одновременно с этим происходит выведение энергии из организма. Но организм - это устойчивая энергетическа ...
Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам: 1) ключевые слова; 2) смысловые ряды; 3) доминанта - значение. «Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние и ...
Нарушения связной речи
В работах многих авторов /М.Ф. Гнездилов, С.Н. Комской, Л.С. Вавиной, В.А. Гордиенко, С.Ю. Ильиной и др./ отмечается, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этап ...