Наука в эпоху казачества

Активный интерес к точными и даже прикладными науками является основным признаком научного процесса того времени. Собственно здесь мы ступаем на совсем малоисследованную территорию с массой укорененных, но уже совершенно устаревших стереотипов со сравнительно скромными трудами в области точных наук украинской науки и культуры эпохи казачества. И чтобы избавиться от них, необходима основательная обработка творческого наследия профессоров Острожской и Киево-Могилянской академий. Приведем только один, но показательный, пример. В сфере наук о земле, горного дела, минералогии и т.п. сложился четкий стереотип о практическом отсутствии работ украинских авторов XVII-XVIII вв. по этой тематике. Так, почти все, не только советские, но и современные украинские учебники и пособия по горному делу справедливо ссылаются на труды основоположника русской науки Михаила Ломоносова (1711-1765), но оставляют "за кадром" более ранний задел в этой области выдающихся украинских ученых прошлого, скажем ректора Киево-Могилянской Академии Феофана Прокоповича (1681-1736), который еще в 1705-1709 гг. читал в Могилянке лекции "об элементах", "о земле", цикл лекций "о совершенном смешивании неживых тел - металлов, камней и др. ,"о полезных ископаемых "и т.п. По свидетельствам современных исследователей и переводчиков достояния Киево-Могилянськой академии (Николай Симчич и др.), элементы прикладных наук о Земле встречаются у других выдающихся могилянцев, в частности у Иннокентия Гизеля. Этот вопрос, конечно, есть предметом отдельного исследования. Здесь же мы только обозначаем проблему, заметим, что в области исследований истоков и истории развития отечественных точных и прикладных наук наблюдаем почти вакуум. Вместе с тем, такие гиганты украинской научной школы, как Владимир Вернадский (1863-1945), известный минеролог, автор одного из крупнейших в мире "минералогических словарей" Евгений Лазаренко (1912-1979), который, кстати, в своей работе приводит десятки и сотни старинных украинских названий минералов, и многие другие, не могли появиться и сформироваться как выдающиеся ученые без возрастных отечественных научных традиций в области точных наук.

Познавательно о обучении:

Педагогическая инновация - как научная категория
Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают обще ...

Формы работы с родителями
Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет; Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку; Собрания с показом фрагментов занятий (цель – обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребенка); Совместные игры – за ...

Рекомендации по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении
Необходимыми условиями реабилитационного процесса в интернатном учреждении могут являться разработанные нами в ходе исследования, следующие педагогические принципы: принимать ребенка таким, каков он есть, прилагая усилия к раскрытию его потенциальных возможностей. Если ребенок встречает истинное пр ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru