Активный интерес к точными и даже прикладными науками является основным признаком научного процесса того времени. Собственно здесь мы ступаем на совсем малоисследованную территорию с массой укорененных, но уже совершенно устаревших стереотипов со сравнительно скромными трудами в области точных наук украинской науки и культуры эпохи казачества. И чтобы избавиться от них, необходима основательная обработка творческого наследия профессоров Острожской и Киево-Могилянской академий. Приведем только один, но показательный, пример. В сфере наук о земле, горного дела, минералогии и т.п. сложился четкий стереотип о практическом отсутствии работ украинских авторов XVII-XVIII вв. по этой тематике. Так, почти все, не только советские, но и современные украинские учебники и пособия по горному делу справедливо ссылаются на труды основоположника русской науки Михаила Ломоносова (1711-1765), но оставляют "за кадром" более ранний задел в этой области выдающихся украинских ученых прошлого, скажем ректора Киево-Могилянской Академии Феофана Прокоповича (1681-1736), который еще в 1705-1709 гг. читал в Могилянке лекции "об элементах", "о земле", цикл лекций "о совершенном смешивании неживых тел - металлов, камней и др. ,"о полезных ископаемых "и т.п. По свидетельствам современных исследователей и переводчиков достояния Киево-Могилянськой академии (Николай Симчич и др.), элементы прикладных наук о Земле встречаются у других выдающихся могилянцев, в частности у Иннокентия Гизеля. Этот вопрос, конечно, есть предметом отдельного исследования. Здесь же мы только обозначаем проблему, заметим, что в области исследований истоков и истории развития отечественных точных и прикладных наук наблюдаем почти вакуум. Вместе с тем, такие гиганты украинской научной школы, как Владимир Вернадский (1863-1945), известный минеролог, автор одного из крупнейших в мире "минералогических словарей" Евгений Лазаренко (1912-1979), который, кстати, в своей работе приводит десятки и сотни старинных украинских названий минералов, и многие другие, не могли появиться и сформироваться как выдающиеся ученые без возрастных отечественных научных традиций в области точных наук.
Познавательно о обучении:
Методы преподавания живописи в начальных классах
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказ ...
Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадц ...
Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности
учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...