Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять множество вариаций творчества.
Кроме того, человеческий мозг обладает возможностями иррадиировать (распространять) раздражители, поступающие из различных рецепторных органов. Это создает условия для развития общих способностей. В то же время специфические функции различных образований коры головного мозга с их рецепторными органами создают основу для развития специальных способностей. В свою очередь, общие способности позволяют учащимся получить широкое общее и политехническое образование, а специальные – профессиональную подготовку, овладеть музыкой, литературой, искусством и т.д.
Эффективность использования потенциальных возможностей учащихся зависит от глубокого понимания закономерностей развития личности каждого ученика, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Каждый учитель должен хорошо знать, что фенологические особенности человека формируются под влиянием генотипа и внешних условий жизнедеятельности, совокупность которых и придает личности ученика индивидуальный характер.
Индивидуальные различия проявляются в особенностях слухового, зрительного, двигательного и других анализаторов, а также соответствующих им образований коры головного мозга, их пластичности или консервативности. Различия проявляются в общих типологических особенностях нервной системы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик): в различной силе нервных процессов (возбуждения, торможения): в разных соотношениях между первичной и вторичной сигнальной системами. Эти врожденные особенности являются функциональной основой различия задатков, проявляющихся в скорости и прочности образования, перестройки системы связей (ассоциаций), условных рефлексов, мыслительных операций и т.д. Все это имеет фундаментальное значение для мыслительной деятельности, формирования умений и навыков, воспитания необходимых черт личности учащегося.
В конечном счете, типологические особенности образуют целостную личность как саморегулирующий организм, определяющий индивидуальные черты. Отсюда происходит и разное отношение к отдельным предметам, к теоретическим и практическим занятиям.
В зависимости от индивидуальных особенностей одни ученики тяготеют к творческому решению учебно-познавательных задач, другие – к решению по шаблону. Индивидуальными чертами определяются интересы и потребности каждой личности и формированию на их основе духовного мира – мировоззрения и идеалов, с особыми переживаниями и чувствами.
Таким образом, можно утверждать, что среди учащихся нет похожих друг на друга. Но при всем различии у них есть много схожего – и в общечеловеческих данных, и в их развитии и воспитании. Это сходство предопределяется сенситивными периодами, т.е. биологической предрасположенностью к той или иной деятельности. Граница между сенситивными периодами характеризуется новообразованиями.
Например, ребенок начинает сидеть только после укрепления первоначальной костно-мышечной структуры организма, ходить начинает только с развитием нижних конечностей, жевать пищу – после появления зубов, говорить – развитием речевого аппарата, мыслить – при условии развития коры головного мозга. В последующем развитии время от времени появляются условия для выполнения тех или других видов труда, уровня спортивных достижений и интеллектуальной деятельности.
Половое созревание происходит тоже в определенное время и создает для самих подростков и воспитателей немало проблем во взаимоотношениях мальчиков и девочек. В определенный период наступает потребность в самовыражении и самовоспитании, вызванной необходимостью самоутверждения в коллективе.
Как видим, у всех детей, подростков и юношеского возраста много типичного. Эти типологические особенности отражают возрастные закономерности, которые в педагогической науке и школьной практике делятся на возрастные периоды.
Развитие ребенка и школьника подразделяется на ряд возрастных периодов:
1. Младенческий возраст – до 1 года.
2. Ранний возраст от 1 до 3 лет.
3. Дошкольный возраст – от 3 до 6,5 лет.
4. Младший школьный возраст – от 6,5 лет до 10(1- 4 классы).
5. Средний школьный возраст – от 10 до 15 лет (5- 9 классы).
6. Старший школьный возраст – от 15- 17 лет (10 – 11 классы).
Психологи рассматривают дошкольный возраст и младший школьный возраст как детский, средний – как подростковый и старший школьный – как юношеский.
Познавательно о обучении:
Применение софизмов на уроках математики
Проанализировав соответствующую методическую литературу и задачники, содержащие софизмы, можно сделать вывод, что, во-первых, из всего множества софизмов, далеко не каждый можно использовать на уроке, а во-вторых, в литературе нет строгого разделения ошибочных рассуждений на те, которые можно испол ...
Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и ...
Требования к подбору
задач для проведения дифференцированного зачета
Остановимся на подборе задач для зачетов. Как отмечалось выше, чаще всего работа состоит из двух частей: обязательной (базовой) и дополнительной (вариативной). Обязательную часть составляют задачи обязательного уровня, за выполнение которых ученик получает отметку «зачтено»; дополнительную часть – ...