В современных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышения качества образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации – особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности объектов изучения, т.е. развития тех или иных понятий о них. Смотрите подробности столешницы из искусственного камня от производителя на сайте.
В изучении данной проблемы мы опираемся на расширенное и уточненное определение категории «понятие», данное Г.Г. Гранатовым: «…понятие – это процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанного с эмоциональными переживаниями». Мы полагаем, что такая трактовка позволяет учесть специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания.
Методологической основой работы является понятийно - деятельностный подход, который предполагает, в частности, широкое использование в обучении понятий в контексте современных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. В русле таких технологий разрабатывается система программированных упражнений.
Любое программированное упражнение ценно тем, что в нем заложена программа спланированного логического хода мысли обучаемого (дошкольника и младшего школьника) с учетом четырех этапов диалектического познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Наряду с развитием логико – дискурсивной стороны мышления, программированное упражнение развивает интуитивно – образную сторону.
Для развития у детей привычки доверять своей интуиции, для эффективного включения в работу их эмоционально – подсознательной памяти необходимо, чтобы педагог предлагал первое выполнение программированного упражнения производить быстро, не задумываясь, ориентируясь на свое подсознательное чутье, на интуицию. Выстраивая систему работы по развитию понятий, педагог предусматривает повторное выполнение упражнения учащимися на базе сформированных знаний.
Благодатный материал для активизации познавательной деятельности младшего школьника, достижения развивающего эффекта процесса познания дают естественные науки. Их богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.
Исходя из важности и актуальности изучения естественных наук в активизации познавательной деятельности ребенка, рассмотрим естественно - научные понятия (почва, вода, воздух, свет), знакомство с которыми начинается во втором классе в разделе «Неживая природа и человек», и их развитие в программированном упражнении.
Роль воды, воздуха, почвы, света в земной природе для человека трудно переоценить. Данные понятия, являясь природообразующими и общечеловеческими, всегда играли огромную роль в формировании естественно - научной картины мира.
Одним из важных направлений работы по использованию современных развивающих технологий в обучении дошкольников и младших школьников является развитие у них понятий о воде, воздухе, почве, свете. Значительное место в процессе реализации данного направления отводится самостоятельной работе детей в ходе выполнения творческих заданий, в том числе программированных упражнений.
В качестве исходных принципов построения программированного упражнения, направленного на развитие у старших дошкольников и младших школьников понятий о воздухе, воде, свете, почве, служили следующие:
1. Принцип природосообразности – позволяет строить процесс обучения согласно «первой» природе человека, где доминирует образность, созерцательность интуиция.
2. Принцип культуросообразности – позволяет учесть «вторую» природу человека, определить общую направленность деятельности с учетом социального опыта.
3. Принцип дополнительности. «В характере и в мышлении каждого человека имеются пары противоположных или взаимодополняющих черт (качеств), одновременно яркое или активное проявление которых в естественных или обычных условиях невозможно». Данный принцип позволяет говорить об асимметричной гармонии мыслей и чувств, природосообразного при условии доминирования какой-либо из двух сторон.
4. Принцип интеграции – установления соотношения между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
5. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний («Расскажи, что ты делаешь и можешь сделать по охране воды, воздуха, почвы, света»).
Познавательно о обучении:
Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности
учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...
Понятие «видеоматериалы». Актуальность их использования на уроках
английского языка
Под термином «видео» (от лат. video - смотрю, вижу) понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео», то обычно имеют в виду видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записан ...
Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе
проведения занятий
Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего ...