В современных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышения качества образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации – особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности объектов изучения, т.е. развития тех или иных понятий о них. Смотрите подробности столешницы из искусственного камня от производителя на сайте.
В изучении данной проблемы мы опираемся на расширенное и уточненное определение категории «понятие», данное Г.Г. Гранатовым: «…понятие – это процесс и итог осознания и интуитивного чувствования сущности объекта или субъекта, связанного с эмоциональными переживаниями». Мы полагаем, что такая трактовка позволяет учесть специфику детского мышления, в котором доминируют эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания.
Методологической основой работы является понятийно - деятельностный подход, который предполагает, в частности, широкое использование в обучении понятий в контексте современных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. В русле таких технологий разрабатывается система программированных упражнений.
Любое программированное упражнение ценно тем, что в нем заложена программа спланированного логического хода мысли обучаемого (дошкольника и младшего школьника) с учетом четырех этапов диалектического познания: основание – ядро – следствие – общее критическое обоснование. Наряду с развитием логико – дискурсивной стороны мышления, программированное упражнение развивает интуитивно – образную сторону.
Для развития у детей привычки доверять своей интуиции, для эффективного включения в работу их эмоционально – подсознательной памяти необходимо, чтобы педагог предлагал первое выполнение программированного упражнения производить быстро, не задумываясь, ориентируясь на свое подсознательное чутье, на интуицию. Выстраивая систему работы по развитию понятий, педагог предусматривает повторное выполнение упражнения учащимися на базе сформированных знаний.
Благодатный материал для активизации познавательной деятельности младшего школьника, достижения развивающего эффекта процесса познания дают естественные науки. Их богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторения открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.
Исходя из важности и актуальности изучения естественных наук в активизации познавательной деятельности ребенка, рассмотрим естественно - научные понятия (почва, вода, воздух, свет), знакомство с которыми начинается во втором классе в разделе «Неживая природа и человек», и их развитие в программированном упражнении.
Роль воды, воздуха, почвы, света в земной природе для человека трудно переоценить. Данные понятия, являясь природообразующими и общечеловеческими, всегда играли огромную роль в формировании естественно - научной картины мира.
Одним из важных направлений работы по использованию современных развивающих технологий в обучении дошкольников и младших школьников является развитие у них понятий о воде, воздухе, почве, свете. Значительное место в процессе реализации данного направления отводится самостоятельной работе детей в ходе выполнения творческих заданий, в том числе программированных упражнений.
В качестве исходных принципов построения программированного упражнения, направленного на развитие у старших дошкольников и младших школьников понятий о воздухе, воде, свете, почве, служили следующие:
1. Принцип природосообразности – позволяет строить процесс обучения согласно «первой» природе человека, где доминирует образность, созерцательность интуиция.
2. Принцип культуросообразности – позволяет учесть «вторую» природу человека, определить общую направленность деятельности с учетом социального опыта.
3. Принцип дополнительности. «В характере и в мышлении каждого человека имеются пары противоположных или взаимодополняющих черт (качеств), одновременно яркое или активное проявление которых в естественных или обычных условиях невозможно». Данный принцип позволяет говорить об асимметричной гармонии мыслей и чувств, природосообразного при условии доминирования какой-либо из двух сторон.
4. Принцип интеграции – установления соотношения между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
5. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний («Расскажи, что ты делаешь и можешь сделать по охране воды, воздуха, почвы, света»).
Познавательно о обучении:
Управляемая система. Содержание воспитания
Процесс воспитания является стержневым в формировании человека. В результате проблемного анализа педагогическим коллективом выделены основные направления деятельности в содержании воспитания через среды воспитательной системы школы: · гражданско – патриотическое воспитание и краеведение; · экологич ...
Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии и становлении личности. Рассмотрим педагогические возможности за ...
Практическое применение метода проекта на уроках технологии
Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире. ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех). В России с 1994 года проводятся международные конференции по технологическому образован ...