Рассматривая содержание нравственного воспитания, автор отмечал, что оно должно быть направленно на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе.
Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирования положительных моральных отношений к этой деятельности, и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств. Исходя Микродозинг магазин топ 6 наде жных магазинов.
из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной её организации у воспитанников должно развиться понимание (осознание) того, как её необходимо выполнять, сформироваться чувство совести и ответственности, должны выработаться навыки поведения и укрепиться воля. Всё это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.)
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать, и совершенствовать нравственные качества современных школьников. – В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к общественным материальным ценностям и частной собственности граждан и организаций, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
Чтобы выработать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.
Таким образом, нравственное воспитание в современной школе имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Педагогам необходимо сформировать нравственно устойчивую, цельную личность. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.
Высокая нравственная воспитанность учащихся должна проявиться в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии цельности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле слова.
Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть подчёркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае грамотный педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
Познавательно о обучении:
Возникновение воспитания. Воспитание как
общественное явление
Педагогика как наука сформировалась значительно позже, чем появилось в человеческом обществе то, что она изучает – воспитание. Когда же возникло воспитание? Это не простой вопрос, на который давно пытаются ответить различные отрасли человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнографи ...
Болонский процесс в образовании
Болонским процессом с 1999 года – года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств – стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить ...
Исследование исходного уровня знаний учащихся
Наше исследование проходило, как уже было сказано ранее, в 6 «Б» и 7 «А» классах. Для исследования исходного уровня знаний учащихся обоих классов в начале преддипломной практики была проведена беседа, во время и после которой нами были выявлены особенности знаний, умений и навыков учащихся. Вначале ...