Примером «обманной» задачи может служить задача:
«Определить вид монотонности функции у = log(3 – 2х)»
Обычно ученики определяют эту функцию как убывающую на своей области определения, так как 0.5 < 1. Но тогда по определению убывающей функции из того, что 1 > 0.5 следует, что у(1) < у(0.5).
Так как у(1) = log (3 – 2∙1) = 0, у(0.5) = log
(3 – 2∙0.5) = -1, то мы получим, что 0 < -1 . Причина такого результата в том, что функция
у = log (3 – 2х) является возрастающей на своей области определения и это можно легко показать. Действительно, рассмотрим произвольные х
и х
из области определения функции, такие. что х
< х
. Тогда
у = log
(3 – 2х
) , у
= log
(3 – 2х
). Рассмотрим разность (у
- у
)
у - у
= log
(3 – 2х
) - log
(3 – 2х
) - log
(
)
Так как х < х
→ 2х
< 2х
→ 3 - х
< 3 - х
→
< 1
→ log(
) >0.
Значит, у - у
> 0, т.е. у
> у
, следовательно у = log
(3 – 2х) – возрастающая функция на своей области определения.
Таким образом, софизмы можно составлять ещё и на основе «обманных » задач.
Итак, при организации работы по рассмотрению софизмов на уроке учитель может использовать как готовые софизмы, так и составлять их сам. В любом случае надо помнить, что чем сильнее разбор софизмов будет связан с темами программы, тем большее педагогическое значение они будут иметь. Но это не значит, что все софизмы могут быть рассмотрены в классе. Для полного выяснения смысла некоторых софизмов требуется значительное время, которым не располагает учитель на уроке. Кроме того, ряд софизмов нуждается в значительных абстракциях, которыми владеют не все ученики. Поэтому, естественно, что ознакомление с отдельными софизмами следует перенести на внеклассные занятия.
Познавательно о обучении:
Занимательность при обучении математике
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми мате ...
Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...
Праздник как возможность, ресурс проявления личностных качеств
Каждый взрослый, как самые дорогие воспоминания хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника. «Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переж ...