Программа дисциплины является документом, отражающим содержание дисциплины, который обязателен для выполнения в учебных заведениях профессионального технического образования (ПО).
Программы дисциплин бывают следующих видов:
- типовые;
- рабочие;
- авторские.
Типовая программа дисциплины представляет собой документ, отражающий содержательный компонент дисциплины и детально раскрывающий обязательные (федеральные) и региональные компоненты стандарта профессионального образования.
Типовая программа дисциплины разрабатывается Институтом регионального образования (ИРРО) или региональным министерством образования.
Типовые программы дисциплин необходимы руководящим работникам профессионального образования (ПО), преподавателям, мастерам производственного обучения.
Рабочая программа дисциплины разрабатывается на основе примерной (типовой) программы курса с учетом специфики учебного заведения, путем внесения изменений, уточнений, дополнений преподавателями и мастерами производственного обучения.
Авторская программа дисциплины — это учебная программа дисциплины, разработанная от начала до конца педагогом (преподавателем или мастером производственного обучения).
Авторская программа отражает содержательный компонент дисциплины и индивидуальную методическую систему педагога-разработчика.
Структура типовой программы дисциплины следующая:
· пояснительная записка;
· тематический план;
· содержание дисциплины теоретического или производственного циклов;
· список рекомендуемой литературы.
В пояснительной записке раскрываются цели и задачи обучения данному курсу, объясняется структура рабочей программы дисциплины, даются указания о возможных изменениях и дополнениях содержания программы курса.
Тематический план раскрывает тематическую и временную структуру дисциплины, включая в себя перечень тем и количество часов, отведенных на каждую тему.
Содержание программы дисциплины определяет содержание курса дисциплины, выраженное через основные понятия, законы, явления, научные процессы.
Структура авторской программы дисциплины отличается от типовой, так как разрабатывается в соответствии с применяемой технологией обучения.
При разработке содержания программ дисциплин необходимо соблюдать следующие принципы:
· принцип универсальности;
· принцип всесторонности;
· принцип современности;
· принцип систематичности;
· принцип доступности;
· принцип преемственности;
· принцип перспективности.
Универсальностъ содержания программы дисциплины — это обеспечение возможности подготовки рабочего для любого предприятия данной отрасли производства.
Всесторонность содержания программы дисциплины предполагает отражение задач образования, воспитания и развития.
Современность программы содержания дисциплины отражает соответствие требованиям научно-технического прогресса (НТП).
Перспективность содержания программы дисциплины — это обеспечение возможности профессионального роста подготовленного рабочего.
Преемственность содержания программы дисциплины предполагает связь содержания между этапами профессионального обучения.
Доступность содержания рабочей программы предполагает учет оптимального уровня трудности учебного материала.
Систематичность содержания программы дисциплины выражается в четкой последовательности этапов обучения (переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, к выполнению работ с применением приобретенных знаний, умений и навыков).
Познавательно о обучении:
Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувс ...
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения. С этой целью учитель может использовать различные приёмы: проверить домашнее задание и связать эту проверку с сообщением новых сведений по теме; провести беседу для актуализации зна ...
Методика обучения технологии
Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени ...