Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоминать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взорвусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или настроенностью против кого-то или чего-то. В основе своей агрессия является понятием весьма многосложным.
Понятие «агрессией» воспринимается нами как нечто объективно ощутимое. На самом же деле это весьма распространенный и даже совершенно обычный феномен взаимоотношений между людьми, которые «посылают» информацию и «принимают» ее.
То, что мы именуем агрессией, находится во взаимосвязи с усвоенными нами масштабами ценностей и переживаний. Есть люди, которые хоть и понимают такие оскорбительные слова, как «дрянь», «дурак», как нечто агрессивное, но в то же время видят в них всего лишь своего рода субтильный вид защиты, а то и не лишенный своеобразного шарма способ проявления характера. Здесь также имеется разница в зависимости от пола — мальчики скорее склонны активно проявлять свою ярость, в то время как девочки прибегают к иным способам ее выражения. Также различна и реакция родителей в этих случаях.
Первый шаг, который нужно сделать, чтобы понять сущность агрессии, состоит в том, чтобы найти ясную и точную формулировку этого термина. Вообще говоря, эта курсовая работа, как и многие другие ориентированные на исследование работы, определяет агрессию как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб.
Хотя все больше и больше исследователей используют такое определение, оно не является общепринятым, и сегодня термин «агрессия» имеет много различных значений, как в научных трудах, так и в обыденной речи. В результате мы не всегда можем быть уверены в том, что же имеется в виду, когда индивид характеризуется как «агрессивный» или действие определяется как «насильственное». Порою и словари оказываются не слишком полезными. В некоторых из них говорится, что слово «агрессия» обозначает насильственное нарушение прав другого лица и оскорбительные действия или обращение с другими людьми, равно как и дерзкое, ассертивное поведение. В этом определении представлены весьма разнообразные действия, но все они обозначаются словом «агрессия». Специалисты в области психического здоровья и исследователи поведения животных не более точны в определениях, чем подобные словари; используя термин «агрессия», они тоже имеют в виду несколько различных значений.
Иногда понятие агрессии использовалось в крайне широком значении. Так, например, многие психоаналитики постулируют наличие общего агрессивного драйва
, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными. Как агрессия рассматривается не только немотивированное нападение на другого человека, но и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения. Столь широкое понимание значения термина может создавать серьезные проблемы. Наряду с сомнительным допущением относительно существования общего драйва, который может проявляться через самые разнообразные действия, данная концепция испытывает существенное влияние слов из обиходного языка — момент немаловажный и заслуживающий специального комментария.
Другой крайностью являются узкоспециальные определения агрессии, игнорирующие какие бы то ни было мотивационные предпосылки. Арнольд Басс предложил наиболее, быть может, известную из таких безмотивационных концепций. В то время когда Басс писал свою книгу (содержащую первый обзор новейших психологических исследований человеческой агрессии), он находился под влиянием предубеждений, которые бихевиористы питают против так называемых «менталистских» концепций. Поэтому Басе попытался определить агрессию дескриптивным способом, не используя субъективные идеи, такие, как «намерение». Басс указывал, что намерения было бы трудно оценить объективно; ведь, нападая на кого-либо, агрессоры нередко представляют свои цели ложным образом, и даже если они хотели бы оставаться верными истине, то могут оказаться не в состоянии определить, к чему же они стремились на самом деле. С этой точки зрения агрессия лучше всего определяется просто как «причинение вреда другому человеку».
Познавательно о обучении:
Этические воспитательные дела
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передаёт понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело – это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанн ...
Праздник как возможность, ресурс проявления личностных качеств
Каждый взрослый, как самые дорогие воспоминания хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника. «Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переж ...
Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития
речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...