Этот способ во всех случаях приводит к негодованию проигравшего и возникновению у него даже ненависти к победителю.
Данный способ провоцирует развитие у победителя самовлюбленности, эгоизма, невнимания к окружающим. (Школьники становятся неуправляемыми, недисциплинированными, желающими, чтобы все было как им хочется. Класс становится хаотичным.)
Он способствует некоторой креативности и спонтанности школьников, но ценой нервов учителя.
Данный способ не способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей. Слишком много времени уходит впустую.
Он не способствует развитию у школьников уважения к учителю.
Данный способ часто вызывает чувство вины и раскаяния у победителя.
Данный способ требует применения власти для достижения победы над побежденным.
Данный способ часто вызывает негативные чувства у учителя: гнев, ненависть, крушение надежд, смущение, чувство собственной незначимости, страх, депрессию, горечь, унижение и т.д. И в результате они могут прибегать к возмездию (внезапные проверочные работы, снижение оценок за «нехорошее» поведение, усложнение классных или домашних заданий), бунту (обращение в вышестоящие инстанции), увольнению, уходу (посредством пьянства, фантазий), умасливанию учеников (попытки стать самым популярным учителем, выставление оценок практически ни за что), конформизму (нежеланию вносить в свою работу ничего нового, работа только «от сих до сих).
Преимущество и недостатки способа сотрудничества.
Данный способ позволяет избегать выявления победителей и проигравших.
Способ сотрудничества повышает желание реализовывать принятые решения.
Со временем улучшается качество принимаемых решений.
Отсутствует необходимость применять власть. Это снимает защитные механизмы детей и учителей, улучшает психологический климат и позволяет всем участникам заняться тем, ради чего они собрались – обучением.
Ученикам нравятся учителя, учителям – ученики.
Данный способ способствует развитию моральных норм и высокой продуктивности в работе детей.
Он способствует развитию креативности школьников.
Временные затраты при разрешении конфликта.
Учителя редко применяют только один способ решения конфликтов, иногда они снисходительны, а иногда чрезмерно требовательны (то же самое относится и к родителям). Однако это ставит школьников в очень сложное положение, они никогда не могут заранее предугадать реакции педагога на свои действия – сегодня за то, что ты шептался с соседом, тебя строго наказали, а завтра лишь слегка улыбнулись. В результате дети все время «начеку», а это очень утомительно для человека любого возраста. В этом случае актуальным становится подход американских ученых о педагогических стратегиях управления межличностными конфликтами.
Технология управления межличностными конфликтами
Какие стратегии управления межличностными конфликтами выделяют на основе концепции американских ученых Р. Блейка и Д. Моутона?
К каждому направлению при управлении межличностными конфликтами вам предложены вопросы. Внимательно прочитайте, ответьте на них. А затем сравните свой вариант ответа с авторской точкой зрения.
Когда стиль уклонения может оказаться походящим?
«Стиль уклонения может оказаться походящим в тех случаях, когда Вы вынуждены общаться со сложным человеком… Этот подход может быть полезным также, если Вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Вместо того, чтобы создавать напряженность, стараясь незамедлительно решить проблему, вы можете позволить себе роскошь отсрочки и можете сознательно уклониться от выбора сегодня».
Часто ли в школе, которую вы окончили, в конфликтных ситуациях учителя избирали стратегию уклонения?
Насколько адекватными оказывались их педагогические реакции?
Опишите конфликтную ситуацию, в которой выбор стратегии уклонения можно рассматривать как проявление профессиональной силы или слабости?
В чем будет заключаться основное отличие стиля уклонения от стиля приспособления?
Познавательно о обучении:
Основные направления модернизации образования
В 2002 году в нашей стране принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной образовательной политики – обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его ...
Говорение как вид речевой деятельности. Понятие говорения
Основной целью обучения иностранному языку в школе в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом современному человеку, является формирование вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры. Достижение данной цели невозможно ...
Методика проведения урока по теме «Обмен веществ»
в ІХ классе общеобразовательной школы
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно -развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащегося Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, ...