Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

Страница 15

Близок к парадоксу прием незамеченного оскорбления. Речь идет о ситуации, когда педагог не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности - он «не понимает», что его хотели задеть, обидеть.

Убеленный сединами преподаватель физкультуры рассказал автору, как однажды в конце четверти на его урок явилась, девочка, дочь высокопоставленных родителей, неоднократно приносившая справки об освобождении от занятий, и попросила, вернее потребовала выставить ей оценку.

«Ну что, выполните упражнение», - предложил педагог, а через две минуты подвел итог: «Для того, чтобы получить положительную оценку, Вам еще много надо работать».

Со злой гримасой на лице школьница направилась в строй, довольно громко бросив: «Дурак!» Редкая тишина воцарилась в зале. А пожилой, заслуженный педагог, сокрушенно покачав головой, сказал: «Наверное, Вы правы. Ведь я не смог привлечь Вас к занятиям, хотя догадывался, что Вы приносите ложные справки, и не научил ничему, а это мой долг». Учащаяся выбежала из зала со слезами на глазах, сопровождаемая гневными репликами товарищей, и за оставшиеся до окончания школы два года не пропустила ни одного урока, очень старательно выполняя все задания педагога. Ясно, что самое строгое наказание не изменило бы так ее отношение к педагогу и предмету.

Один из эффективных приемов — ожидание меры воздействия. Замечание, наказание целесообразно делать не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час, с тем чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался ребенок в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание, упрек. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, достаточно спросить, дал ли он объективную оценку своему поведению. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите». Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда очень неприятна. Ожидание наказания вызывает страх и тревогу, усиливающиеся нетерпением.

Попытка же наказать виновного в момент самого проступка или сразу же после него нередко приводит к обратному действию - ведь виновный возбужден, он не в состоянии реагировать адекватно замечаниям старшего.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на вос-питуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы учителя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе из тех классов, в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллективе. Но в своих классах, там, где он преподает, авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, неназойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения. Приведем пример.

Детдомовцы встретили Тамару Николаевну, когда она выходила из библиотеки: «А зачем Вы столько книг набрали? Ведь все равно не прочтете». — «Все, ребята, прочитаю». — «А «Емельяна Пугачева» за сколько дней?» — «Дня за три». — «Не может быть». — «А мы сделаем так: я через три дня вечером зайду к вам и расскажу содержание книги. Договорились?»

Авансирование доверием, похвалой. Используя прием, хвалят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением учащегося, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок.

Поучительно применила авансирование доверием преподаватель Т.Б. Фоминых из Челябинского автотракторного техникума. Учащийся Антон А. с первых дней учебы нарушал дисциплину, игнорировал замечания старших, учился плохо. Преподаватель обратила внимание на то, что в столовую А. ходил не с группой, а один. Брал только гарнир и много хлеба. Во время коллективного выхода в кинотеатр ребята покупали в буфете конфеты, мороженое, и только Антон, как заметила преподаватель, оставался без угощения. Посетив семью подростка, классный руководитель увидела ужасающую нищету и откровенную неприязнь матери к сыну.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Познавательно о обучении:

Закрепление языкового материала
Кроме требований, относящихся к подбору материала для наблюдения вновь изучаемого грамматического явления, необходимо соблюдать требования к отбору соответствующих способов работы над этим материалом. Остановимся на нескольких аспектах, важных при организации закрепления грамматического материала н ...

Теоретическое исследование текста и процесса чтения
Информированный человек – быстро читающий человек. Техникой быстрого чтения владели многие великие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности, необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результате запойного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков с ...

Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога
Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать. И.А. Гончаров 1. Просмотр и анализ урока 2. Коллективное обсуждение Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им комму ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru