Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;
Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;
Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;
Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;
Прогностические, способность намечать перспективы;
Креативность и импровизацию, способность к творчеству;
Интуицию, способность предвидеть;
Эмпатию, способность к сопереживанию;
Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.
Табл. 1. Компоненты педагогического мастерства
Высокий уровень общей и педагогической культуры |
Гуманистическая направленность |
Профессиональные качества |
Система профессиональных знаний, умений |
Творчество и педагогические способности |
Основа педагогического мастерства. Условие педагогического творчества. Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. Средство успешной самореализации педагога. |
Человек– абсолютная ценность. Идеалы. Интересы. Система ценностей. Гуманистический стиль. Гуманистические отношения. |
Гражданственность. Патриотизм. Интеллигентность. Духовно – нравственная культура. Любовь к детям. Трудолюбие и работоспособность. Ответственность. Технологическая компетентность. |
Знания: Философские. Социальные. Психолого-педагогические. Дополнительные. Умения: Диагностические. Коммуникативные. Организаторские. Исследовательские. Проектировочные. |
Дидактические. Конструктивные. Перцептивные. Экспрессивные. Организаторские. Творческие. Эмоционально – ценностные и т.д. |
Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы. К профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность (Таблица 2).
Сравните структуры педагогического мастерства, предложенные Л.К. Гребенкиной и И.П. Андриади, выберите ту, которая на ваш взгляд наиболее полно подходит для раскрытия составных частей педагогического мастерства.
На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать все компоненты педагогического мастерства. Для того чтобы их лучше запомнить, сделайте «опорные сигналы», т.е. все компоненты педагогического мастерства, выбранной вами структуры, необходимо изобразить с помощью рисунков, схем, символов.
Познавательно о обучении:
Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для
работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это - большой си ...
Закрепление языкового материала
Кроме требований, относящихся к подбору материала для наблюдения вновь изучаемого грамматического явления, необходимо соблюдать требования к отбору соответствующих способов работы над этим материалом. Остановимся на нескольких аспектах, важных при организации закрепления грамматического материала н ...
Знак и логотип
Особой областью графического дизайна является разработка фирменного стиля: товарного знака, шрифта, цвета и пр., которые помогают узнавать фирму или товар. Знаменитый логотип (графический условный значок) фирмы Nike – «галочка» - был создан в 1971 г. студенткой-дизайнером К. Дэвидсон. Символизирует ...