Участие сверстников в игре дает возможность «узнать и почувствовать свое действие». Эта возможность, отмечает Е. О. Смирнова, осуществляется через два момента. Во-первых, наблюдая и оценивая действия других и предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает правила игры, поскольку в этом случае они представлены ему во внешней развернутой форме. И, во-вторых, постоянный контроль со стороны других детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за неправильное поведение), их ярко выраженное отношение к действиям ребенка обращают внимание дошкольника на собственные действия.
Стадии, представленные во многих дидактических играх экологического содержания, позволяют воспитанникам общаться друг с другом, проявляя при этом те качества, которые недоступны им в повседневной жизни. Общение детей в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, усиливает мотивацию к экологической деятельности. При этом в игре мотивация, приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия решений, что особенно важно в экологическом воспитании.
А.В. Добрецова отмечает, что участник общения в игровых ситуациях выступает в двойной позиции: относясь к другому, воздействуя на него, он в то же время отражает партнера в своем сознании, воспринимает его идеи, суждения, чувства, вырабатывая и свое к ним отношение. В результате происходит самоутверждение личности ребенка. Общение в игровой ситуации позволяет детям не только получить соответствующую информацию, но и посредством подражания и заимствования сопереживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, в том числе в природе.
В области ознакомления с растениями используются дидактические игры, разработанные В.А. Дрязгуновой. Данные игры имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения.
В сборниках дидактических игр описано много разнообразных игр для ознакомления дошкольников с окружающим миром, в том числе природой». Однако в процессе таких игр дети только овладевают более глубокими знаниями о природе, характерных особенностях животных и растений, явлений природы, что, конечно, важно, но практически ничего не узнают о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме, о невозможности нарушения ее целостности, что является основополагающим в экологическом воспитании. Подобные игры не дают возможности успешно развивать у дошкольников способность замечать живое, осознавать его потребности, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.
А.А. Петрикевич разработана серия дидактических игр «Что могут делать наши «помощники»; глаза, нос, уши, язык, руки». Эти игры способствуют развитию у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребность живых организмов, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.
Представляет интерес исследование И. А. Комаровой о роли игры в становлении осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. При ознакомлении ребят 5-го года жизни с растениями автором использовались элементы различных видов игр, в том числе и дидактических. В исследовании подчеркивается, что внесение игры в процесс обучения детей среднего дошкольного возраста «…способствует усвоению программного материала занятий и наблюдений, как с точки зрения образовательной, так и воспитательной… формированию систематизированных знаний». И далее: «Они (игры) повышают активность детей в процессе обучения, снижают утомляемость, способствуют развитию интереса и умственной деятельности».
И.А. Комаровой разработаны и апробированы разнообразные игровые обучающие ситуации на занятиях и в процессе систематических наблюдений. Своеобразным игровым элементом, который использовался исследователем, была игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач), вокруг которой развертывалось занятие. Игровые персонажи в ходе экспериментальной работы связывались с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складывались игровые обучающие ситуации (ИОС).
Познавательно о обучении:
Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...
Критичность и критическое мышление
Способность критически мыслить была важны во все времена, в XXI веке без неё просто не обойтись. Впервые в истории человечества возникает опасность, что мы способны уничтожить всё живое на нашей планете. Решения, которые мы принимаем как частные лица, и как члены общества отразятся на будущих покол ...
Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию творческого
воображения
Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы: - единства коррекции и развития; - единства диагностики и коррекции; - учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; - комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия; - деят ...